Сколь бы комичным это ни казалось, некоторое облегчение принес вчерашний проспект "Роснефти", российского энергетического гиганта, жаждущего получить 10 млрд долларов от западных фондовых инвесторов, достаточно доверчивых, чтобы уверовать в Россию как в надежного делового партнера.
И забудьте о том, что эта компания - финансовый карточный домик, и о том, что ее активы по большей части краденые, а основная занятость председателя совета директоров - служить заместителем главы администрации президента Владимира Путина. По сути, в проспекте эмиссии черным по белому написано: поскольку компания полностью контролируется государством, она может время от времени прибегать к таким методам, которые не приводят к максимальной выгоде для акционеров, а также может предпринимать действия, не совпадающие с интересами миноритарных акционеров.
Однако новоиспеченные владельцы акций "Роснефти" будут не единственными, кто попадется на удочку российского соблазна. Они присоединятся к предыдущей группе инвесторов, у которых Кремль экспроприировал активов на 30 млрд долларов по сфабрикованным обвинениям в неуплате налогов. Эти активы прошли через руки парочки мутных посредников и в итоге были проданы за гроши "Роснефти".
Они пополнят ряды многих крупных мировых нефтяных компаний, которые уже влили миллиарды в совместные предприятия, - с тем лишь результатом, что в прошлом месяце от них потребовали передать контроль над этими проектами российским партнерам и согласиться на статус миноритарных акционеров. В оправдание этого шага приводился доклад Российской академии естественных наук, в котором сообщалось - обратите на это внимание - что передача контроля в руки местных предприятий необходима для повышения эффективности и во избежание дорогостоящих проволочек и перерасходов.
Новые инвесторы "Роснефти" присоединятся к Уильяму Браудеру, несомненно, самому крупному западному инвестору в этой стране, наградой для которого за многие годы проповедования в пользу России как отличной инвестиционной возможности стал приказ, запрещающий въезд в страну. Предположительно, запрет будет действовать до тех пор, пока Браудер не свернет своей кампании против инсайдеров, которые лишают свои компании ценных активов или в одностороннем порядке понижают стоимость доли миноритарных акционеров.
Новые инвесторы "Роснефти" чем-то будут напоминать ведущие страны Западной Европы, которые полагались на Россию, получая оттуда большую часть природного газа, пока Кремль не перекрыл вентиль во время холодов прошлой зимой в рамках геополитической игры в "кошки-мышки" с одним из своих бывших сателлитов в Восточной Европе, которому достало дерзости бросить вызов Кремлю.
У них найдется нечто общее и с толпой в американском бизнес-сообществе, выступающей за "свободную торговлю любой ценой", - она продолжает настаивать на включении России в ВТО, хотя каждый день появляются доказательства, что Путин и его товарищи не имеют и тени намерения уважать законность.
И они станут партнерами по доверчивости J.P. Morgan Chase, Morgan Stanley и Goldman Sachs, которые за большие комиссионные одолжили свое доброе имя IPO "Роснефти", но, когда инвесторы останутся с носом, их и след простынет.
Наконец, инвесторы "Роснефти" смогут почувствовать определенное родство с президентом Бушем и другими лидерами "большой семерки" индустриальных стран, которые преждевременно пригласили Россию присоединиться к их клубу, полагая, что это ускорит принятие страной капитализма и демократии. Теперь, когда эффект оказался обратным и путинские союзники призывают сделать его пожизненным президентом, а Кремль выводит свой экономический контроль за рамки энергетического сектора с целью создания "национальных чемпионов" в ряде новых секторов, западным лидерам придется прикусить языки, когда Путин будет горделиво председательствовать на саммите G8 в Санкт-Петербурге в следующем месяце.
Не принося извинений ни за искусственное вздувание цен на ценные бумаги, ни за требование российского контроля над российским фирмами, Путин поднимает шум всякий раз, как только заподозрит то, что считает "антироссийской предубежденностью", мешающей российским фирмам свободно инвестировать в другие страны. Его приверженцы негодовали, когда Великобритания намекнула, что может заблокировать покупку "Газпромом" - "Роснефтью" от природного газа - британской газовой компании Centrica. И лишь на этой неделе российские политики пребывали в глубоком возмущении по поводу решения Arcelor согласиться на поглощение индийского сталелитейного магната Лакшми Миттала, а не на слияние с российской "Северсталью" - эта сделка сделала бы босса "Северстали" Алексея Мордашова, путинского фаворита, контролирующим акционером новой компании.
Вам должно о чем-то сказать то, что и вице-президент Дик Чейни, пит-буль правого лагеря, и Джордж Сорос, богатый покровитель левого лагеря, недавно предположили, что пришло время прекратить молчаливо мириться с захватом Путиным политической и экономической власти. Но больше всего мне нравится совет, данный не так давно чемпионом мира по шахматам Гарри Каспаровым, который считает, что единственный способ вести дела с хулиганом, подобным Путину, - это выкинуть его из клуба и остановить поток инвестиционного капитала.
"Западные лидеры могут выражать разочарование, обеспокоенность, даже "сильную обеспокоенность", что угодно, но это не тот язык, который понимает Кремль", - отмечал он в статье, опубликованной на прошлой неделе в газете Financial Times.
Заставить "Роснефть" отказаться от IPO было бы отличным и мощным началом.