Президент России Владимир Путин был на этой неделе не настроен на компромиссы. Приветствуя во вторник в Кремле Яаапа де Хооп Схеффера, генерального секретаря НАТО, Путин обстоятельно изложил свою позицию по Косово и по ключевому договору о вооружении с Западом.
Ни по одному из этих вопросов Москва не сдвинулась ни на йоту: она против независимости Косово, сербской провинции с преимущественно албанским населением, и она планирует выйти из Договора об обычных вооружениях в Европе (ДОВСЕ). В Москве Путин подчеркнул оба эти пункта.
Жесткая линия Кремля может сделать непростой встречу Путина с Джорджем Бушем в семейной резиденции семейства президента США в Кеннебанкпорте, штат Мэн, которая должна состояться в воскресенье и понедельник. Однако она уже возымела другой эффект: позиция России помогла бывшим коммунистическим странам, вступившим в Евросоюз, которых остальные члены ЕС некогда считали чересчур эксцентричными и агрессивно настроенными против Москвы, подтолкнуть блок к более жесткому курсу по отношению к Кремлю.
"Они движутся в направлении мейнстрима, или мейнстрим приближается к ним, и этому в немалой степени способствует риторика Москвы", - сказал министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт в интервью Financial Times.
В частности, Польша и Литва раньше выбивались из сил, пытаясь предостеречь другие государства ЕС от излишнего доверия к России как к партнеру. Когда в ноябре прошлого года Польша заблокировала переговоры по масштабному договору с Россией, правительства большинства других стран ЕС были глубоко потрясены.
Но теперь, после нескольких месяцев последовательного нарастания напряженности между Москвой и Западом, наблюдается большая солидарность с позицией Варшавы - даже несмотря на антипатию со стороны некоторых представителей ЕС к правящим в Польше братьям Качиньским. Переговоры все еще заблокированы.
"Проблема Польши - это проблема Европы", - заявил на отличавшемся неприятной атмосферой саммите ЕС-Россия в прошлом месяце председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу. На том же мероприятии канцлер Германии Ангела Меркель вызвала гнев Путина, осудив решение правительства России запретить демонстрантам прибыть на место проведения саммита.
"Еще три года назад мы бы не услышали такого от Берлина, - говорит Бильдт. - Полагаю, Москва была удивлена". Он добавляет, что Меркель, на его взгляд, гораздо менее расположена заключать двусторонние сделки с Россией, чем ее предшественник Герхард Шредер.
Однако, хотя разногласия внутри ЕС по поводу России могли сгладиться, блок еще далек от единства.
В ходе дебатов министров иностранных дел ЕС по Косово на прошлой неделе наметилось разделение на фракции, говорят дипломаты. Германия и Италия продемонстрировали большую готовность, чем другие государства, умерить свою приверженность идее независимости Косово, чтобы достичь консенсуса с Москвой в ООН.
По другой серьезной проблеме - отношениям Москвы и Запада в связи с планами США по размещению элементов ПРО в Польше и Чехии - солидарность внутри ЕС тоже имеет пределы.
"Было бы недурно со стороны Чехии и Польши предварительно проконсультироваться со своими партнерами", - язвительно замечает один из европейских дипломатов.
Некоторые официальные лица считают, что на встрече Путина и Буша договоренность по ПРО будет заключена с большей вероятностью, чем по какому-либо другому вопросу.
"Противоракетная оборона - это та сфера, в которой наблюдается некоторый прогресс", - говорит западный дипломат, обращающий внимание на предложение Путина Западу о совместном пользовании радарными установками в Азербайджане и на предложение Буша о сотрудничестве в передаче разведданных и управлении системами ПРО.
Однако тот факт, что вопросы по Косово и размещению ПРО будут решать Буш и Путин, ограничивает степень влияния Европы на дебаты по России. Более жесткая линия Европы как таковая должна воплощаться в определенных действиях.
Несмотря на предостережение со стороны Великобритании, что иностранные инвестиции в России могут пострадать из-за политики Москвы, политические соображения нисколько не умерили аппетитов европейских компаний. Как подчеркивает Путин, Россия сейчас занимает третье место среди торговых партнеров ЕС после США и Китая.
"Наша политика по России все еще наиболее разобщенная по сравнению с другими вопросами, несмотря на все изменения последних месяцев, - говорит другой европейский дипломат. - И поскольку Россия для нас так важна, это тем более трудно преодолеть".