В четверг западные СМИ пишут об ужесточении позиции стран Старой Европы по отношению к России, которая не желает соглашаться на независимость Косово и размещение ПРО США в Восточной Европе. Однако в Евросоюз нет единства в том, как относиться к России.
The Financial Times пишет, что страны Старой Европы ужесточают курс ЕС в отношении России.
Президент России Владимир Путин был на этой неделе не настроен на компромиссы. Приветствуя во вторник в Кремле Яаапа де Хооп Схеффера, генерального секретаря НАТО, Путин обстоятельно изложил свою позицию по Косово и по ключевому договору о вооружении с Западом.
Ни по одному из этих вопросов Москва не сдвинулась ни на йоту: она против независимости Косово, сербской провинции с преимущественно албанским населением, и она планирует выйти из Договора об обычных вооружениях в Европе (ДОВСЕ). В Москве Путин подчеркнул оба эти пункта.
Жесткая линия Кремля может сделать непростой встречу Путина с Джорджем Бушем в семейной резиденции семейства президента США в Кеннебанкпорте, штат Мэн, которая должна состояться в воскресенье и понедельник. Однако она уже возымела другой эффект: позиция России помогла бывшим коммунистическим странам, вступившим в Евросоюз, которых остальные члены ЕС некогда считали чересчур эксцентричными и агрессивно настроенными против Москвы, подтолкнуть блок к более жесткому курсу по отношению к Кремлю.
"Они движутся в направлении мейнстрима, или мейнстрим приближается к ним, и этому в немалой степени способствует риторика Москвы", - сказал министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт в интервью Financial Times.
В частности, Польша и Литва раньше выбивались из сил, пытаясь предостеречь другие государства ЕС от излишнего доверия к России как к партнеру. Когда в ноябре 2006 года Польша заблокировала переговоры по масштабному договору с Россией, правительства большинства других стран ЕС были глубоко потрясены.
Но теперь, после нескольких месяцев последовательного нарастания напряженности между Москвой и Западом, наблюдается большая солидарность с позицией Варшавы - даже несмотря на антипатию со стороны некоторых представителей ЕС к правящим в Польше братьям Качиньским. Переговоры все еще заблокированы.
Однако, хотя разногласия внутри ЕС по поводу России могли сгладиться, блок еще далек от единства.
В ходе дебатов министров иностранных дел ЕС по Косово на прошлой неделе наметилось разделение на фракции, говорят дипломаты. Германия и Италия продемонстрировали большую готовность, чем другие государства, умерить свою приверженность идее независимости Косово, чтобы достичь консенсуса с Москвой в ООН.
По другой серьезной проблеме - отношениям Москвы и Запада в связи с планами США по размещению элементов ПРО в Польше и Чехии - солидарность внутри ЕС тоже имеет пределы. "Было бы недурно со стороны Чехии и Польши предварительно проконсультироваться со своими партнерами", - язвительно замечает один из европейских дипломатов.
Некоторые официальные лица считают, что на встрече Путина и Буша договоренность по ПРО будет заключена с большей вероятностью, чем по какому-либо другому вопросу. "Противоракетная оборона - это та сфера, в которой наблюдается некоторый прогресс", - говорит западный дипломат, обращающий внимание на предложение Путина Западу о совместном пользовании радарными установками в Азербайджане и на предложение Буша о сотрудничестве в передаче разведданных и управлении системами ПРО.
Тему продолжает агентство DPA, которое указывает, что российское влияние на Балканах после распада Советского Союза, ликвидации Варшавского договора и Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) стало ничтожно малым. Однако теперь все должно измениться.
"Балканы да и Черноморский регион - это всегда была зона наших особых интересов. И с этими странами, странами этого региона, всегда были особые отношения", - так российский президент Владимир Путин обосновал новое политическое наступление в этой части Европы. "Россия с ее возрастающими возможностями возвращается в эти регионы", - заявил он в Загребе.
По словам Путина, Москва, обеспечившая поставки в 2006 году 73 млрд кубометров газа, стала важнейшим экспортером энергоресурсов для Южной Европы. Это составляет половину всех газовых поставок в ЕС. И это господствующее положение должно укрепляться и дальше. По неофициальным сведениям, распространенным в Загребе, в Хорватии российская компания "Лукойл" планирует приобрести у венгерского концерна Mol его часть в государственном хорватском энергетическом гиганте Ina. По некоторым данным, Москва собирается оказать помощь и в строительстве подземного хранилища газа.
В Боснии-Герцеговине российская компания "Нефтегазинкор" в сербской части страны поглотила государственную нефтяную промышленность. В Черногории, небольшом государстве на Адриатическом море, российские инвесторы обосновались так прочно, что западные страны предостерегают от превращения страны в "российскую колонию". Русские скупают "практически все", а именно: промышленные предприятия, отели и земельные участки на побережье. Когда власти Черногории хотели отдать тендер на покупку последней угольной шахты и ТЭС в Плевле российским покупателям, возмущенное парламентское большинство блокировало это решение.
Центром российских интересов должна стать прежде всего Сербия. В предстоящей приватизации старой авиакомпании Jat и государственного энергетического монополиста Nis должны принять участие и российские компании, намекнули власти. Путин говорил также о "низком языковом барьере" и "общей культуре" братьев-славян. Отражением нового самосознания России на Балканах является также схватка вокруг независимости отделившейся сербской провинции Косово, для которой может подойти девиз "Россия против остального мира".
Газета The Christian Science Monitor размышляет над тем, почему Россия выступает против плана по Косово.
Безусловно, небольшой край, оккупированный войсками НАТО в 1999 году, расположен очень далеко от постсоветской сферы влияния, на которую претендует Москва. Однако главное опасение России, которое Запад, по ее словам, игнорирует, состоит в том, что предоставление независимости Косово породит волну подражаний по всему бывшему СССР и за его пределами. Кроме того, этот шаг накалит страсти среди российских националистов, которые мечтают о том, чтобы объединить пророссийские меньшинства соседних государств под крылом Москвы.
Кремль выступает против одобренного американцами плана, который откроет сербской провинции дорогу к независимости, настолько резко, что, по словам экспертов, данный спор может сорвать на встрече Путина и Буша попытку восстановить испортившиеся отношения между Россией и Западом.
"С тех пор как Гитлер и западные союзники разделили Чехословакию на Мюнхенской конференции 1938 года, не случалось такого, чтобы независимое государство было разделено с согласия международного сообщества. А именно это Запад предлагает сделать с Сербией, - говорит Надежда Арбатова, возглавляющая Центр европейских исследований в государственном Институте мировой экономики и международных отношений в Москве. - Россия просит Запад остановиться и подумать о том, какой прецедент он создает. Независимость Косово может упростить жизнь Европе, но для всего остального мира западные страны открывают ящик Пандоры".
Москва угрожает наложить вето на план косовской независимости, если он будет вынесен на голосование в Совет Безопасности ООН. Но это не означает, что Косово не сможет провозгласить независимость, которую признают США и европейские страны.
Многие западные лидеры, судя по всему, испытывают раздражение, считая, что Россия препятствует решению вопроса по Косово. "В какой-то момент, скорее рано, чем поздно, придется сказать: хорошего понемножку, - заявил Буш в ходе недавнего визита в Европу, находясь в Италии. - Вопрос состоит в том, нужно ли вести бесконечный диалог по вопросу, решение по которому мы уже приняли. Мы считаем, что Косово должно быть независимым".
Итальянская Corriere della Sera указывает, что менять границы в Европе в условиях расширения Евросоюза становится анахроническим действием.
Менять границы в Европе не только опасно - это еще и бесполезно. Война оставила после себя много границ несправедливых и спорных. Но существование Европейского союза и его неизбежное расширение на Балканский полуостров отражает тенденции прогрессивного сокращения суверенитета государств и одновременно с этим создания все больших возможностей для регионов. Изменение национальных границ в условиях такой перспективы становится анахроническим действием, своего рода данью идее национального государства, которая принадлежит прошлому, и чувству национализма, которое мы, напротив, должны сглаживать, пишет издание.