Спустя год после кровавых событий в городе Ош ситуация в этом районе Киргизии остается наряженной, пишет Эдда Шлагер в репортаже на сайте Berliner Zeitung.
Автор рассказывает о трагедии в семье узбечки Эркинай Тулановой, у которой во время прошлогодних погромов убили пятилетнюю дочь. Ее саму оставили в живых только потому, что ей удалось выдать себя за татарку. "Ей удалось бежать - с мертвой дочерью на руках", - пишет автор.
И спустя год узбеки не чувствуют себя в Оше в безопасности. "Мы каждый день думаем о том, что все может повториться", - говорит Эркинай.
"К узбекскому адвокату Равшану Гарипову обращаются за помощью по нескольку раз в неделю. Извечная жалоба - узбеков похищают. Киргизские власти противозаконно удерживают узбеков, и членам их семей приходится их выкупать", - говорится в статье. "Права узбеков нарушаются ежедневно, - говорит адвокат. - Здесь никакие законы не действуют. А правительство в Бишкеке смотрит на это безучастно".
Конфликт между двумя этническими группами тлеет с тех пор, как в Советском Союзе еще в начале его истории город Ош произвольно сделали частью союзной республики Киргизия, пишет автор. И узбеки, и киргизы считают этот город своим.
В мечетях киргизы и узбеки прежде молились вместе, сегодня мечети строго поделены, продолжает автор. "При этом никто не запрещает узбекам зайти в мечеть в киргизском квартале или наоборот. Но с обеих сторон глубоко укоренились страх и недоверие".
30-летняя киргизка Гульсина Альдагулова до конфликта жила в смешанном квартале, по соседству с узбеками и киргизами. Сегодня ее дом представляет собой сгоревшие руины. Вероятно, дом подожгли узбеки, мстившие киргизским соседям за нападения на своих соплеменников.
"Сегодня Гульсина с мужем и тремя детьми живет в небольшой съемной квартире в панельном доме по соседству исключительно с киргизами. В быту она избегает любых контактов с узбеками".
Как сообщается в статье, во время беспорядков в июне 2010 года по официальным данным погибли 470 человек. Было разрушено около 4 тыс. домов. 375 тыс. человек оказались в положении временных переселенцев.
"О том, что тогда могла предпринять президент переходного периода Роза Отунбаева, продолжают спорить", - пишет автор. Адвокат Гарипов, например, считает ее и нынешнее правительство неспособным обеспечить законность и провести экономические реформы, потому что они "такие же коррумпированные, как и предыдущее правительство Курманбека Бакиева".
Но недовольна и киргизка Гульсина, которая сегодня, как и многие другие, надеется на президентские выборы в ноябре: "Мы ждем порядочного президента, который сохранит единство Киргизстана. Мужчину с твердой рукой. Пусть это будет не Отунбаева".