Победа Владимира Путина на выборах дает Западу шанс пересмотреть свои отношения с Россией. В начале нового тысячелетия Россия обрела нового президента, сформирована новая Европейская комиссия и вскоре будет избран новый президент США. Наступает время для налаживания новых отношений со страной, которая для европейцев значит больше, чем любая другая, за исключением США.
Первое десятилетие этих отношений не стало катастрофой, как это сейчас пытаются представить. В этот период Россия создала демократические институты, постепенно удаляясь от коммунистического и любого другого авторитарного наследия, сформировала класс капиталистов, который если и можно лишить собственности, то только в результате новой большевистской революции. В этих достижениях есть и часть - иногда значительная - усилий Запада, предоставлявшего России помощь и помогавшего ей советами.
Однако российская демократия остается весьма хрупкой: ее способность к проявлениям жестокости на собственной территории мы все еще может наблюдать в Чечне. Класс российских капиталистов в основном разжирел за счет старой советской экономики и не создал новой. Как политики, так и значительная часть населения больше не считают Запад свои врагом, но и не относятся к нему, как к другу.
Ведущий принцип, определявший отношения с Россией в последнее десятилетие, заключался в том, чтобы любой ценой оказать поддержку бывшему президенту Борису Ельцину. На то были свои причины: он был больше ориентирован на Запад, чем другие российские политические лидеры. Однако эта политика имела свои издержки и теряла эффективность одновременно с ухудшением здоровья Ельцина.
Новые основополагающие принципы должны быть более определенны и менее ориентированы на конкретных лиц. Независимо от того, была ли рекомендованная МВФ экономическая политика правильной, она разрабатывалась небольшой группой реформаторов. Те, кто выступал против реформ - в том числе обе палаты парламента, консервативные члены кабинета министров, бюрократия и региональные администрации - были поставлены на одну доску с коммунистами и националистами, которых необходимо было разгромить.
В результате за подобную политику пришлось заплатить дорогую цену. Оказывая моральную и политическую поддержку находящимся под огнем критики реформаторам, Запад примирился с серьезным подрывом репутации парламента. Поскольку экономическими реформами занималась небольшая группа лиц, обеспечение их политического выживания стало первостепенной задачей. Зачастую международные финансовые организации ставили факт оказания помощи России в зависимость от того, как это могло повлиять на политические позиции реформаторов. Диалог между Биллом Клинтоном и Борисом Ельциным в основном сводился к тому, что первый убеждал последнего сохранить на своем посту того или иного реформатора, подспудно или открыто угрожая замораживанием помощи.
Это не принесло ничего хорошего ни российской демократии, ни МВФ и Всемирному банку, которые в своих действиях руководствовались соображениями политического характера. Это оказалось ошибкой, последствия которой начинают проявляться только сейчас. Авторитету МВФ, как независимой организации в глобальной финансовой системе, был нанесен серьезный удар.
Старые отношения между элитами должны уступить дорогу новому, более широкому диалогу. Следует поддерживать отношения и с другими силами на российской политической сцене. Речь идет о политических партиях, которые скептически относятся к реформам, а также бизнесменах, профсоюзах, интеллигенции, специалистах, студентах и неправительственных организациях. Прежние, наивные представления Запада о том, что в России, после разрушения авторитарной системы, почти автоматически установится гражданское общество, оказалась неоправданными. Вместо этого Запад и Россия должны признать, что для формирования гражданского общества потребуется время. Ростки различных формы общества - как гражданского, так и общества, содержащего лишь отдельные его элементы - уже существуют в России и существовали в бывшем СССР. Запад должен это понять и способствовать их развитию и укреплению.
Права человека останутся спорным вопросом в отношениях между Россией и Западом. Его следует обсудить в рамках расширенного диалога. Необходимо понять истинную природу терроризма и фундаментализма, которая представляет угрозу интересам России на Северном Кавказе и может привести к дезинтеграции России. Западу следует и дальше выступать против проявления Россией жестокости, как например в Чечне.
Это необходимо делать потому, что страна, вступившая в ряд международных организаций, включая Совет Европы, не может дальше оставаться их членом, придерживаясь подобной политики. Сторонники прагматичной политики говорят - обычно в приватных беседах - что необходимо сделать выбор между выступлениями в защиту прав человека и поддержанием тесных отношений с Россией. Какой выбор будет сделан, до сих пор не ясно, особенно принимая во внимание, что в России есть силы - незначительные, но и их нельзя сбрасывать со счетов, находящиеся в оппозиции правительству именно в этом вопросе.
Наконец, к России следует относиться как к сформировавшемуся государству. У него есть свои интересы и проблемы - и не все из них можно назвать реакционными или неоимпериалистическими. Причины возражений России по поводу намерений США создать собственную систему противоракетной обороны хорошо разъяснил директор Российско-Американского института Сергей Рогов в своей статье в Financial Times от 20 марта. Следует серьезно отнестись к опасениям России в связи с возможным приемом в НАТО стран Балтии, особенно после событий в Косово. Европейские страны и США зачастую придерживаются различных взглядов по данному вопросу; нам следует отказаться от ошибочной практики выработки единой позиции, направленной на то, чтобы оказать давление на Россию. Если бы ЕС иногда публично поддерживал бы позицию России по важным вопросам, это способствовало бы ее реальной интеграции в организации, в которых она сейчас является лишь формальным членом.
Это не антиамериканская позиция, вовсе нет. Основная тяжесть отношений с Россией лежит на США, поскольку европейцы не могут нести этот груз. США совершали ошибки, поскольку другие страны не быль столь сильно вовлечены в диалог с Россией, чтобы совершить свои собственные. Однако Россия является частью Европы и в обсуждении всех вопросов, за исключением стратегических ядерных вооружений, европейцы должны принять более активное участие. Настали новые времена и мы должны это учитывать.