Когда в 1989 году руководитель корпорации "Уолт Дисней" Майкл Айзнер посетил парижскую фондовую биржу, чтобы выставить на ней акции Euro Disney, участники акции протеста бросали в него яйца и держали в руках плакаты с надписью "Микки, отправляйся домой!" Критики обрушились с нападками на планы "Диснея" создать европейский парк развлечений. Французский кинорежиссер Ариана Мнушкина даже предостерегла от "культурного Чернобыля". Когда в 1992 году "Евродисней" открыл свои ворота для посетителей, все действительно складывалось очень плохо. Посетителей было мало, финансовые потери росли. Некоторые даже заговорили о том, что, быть может, на этот раз мастерам выдумки изменила удача.
Когда в 1992 году "Евродисней" открыл свои ворота для посетителей, все действительно складывалось очень плохо. Посетителей было мало, финансовые потери росли. Некоторые даже заговорили о том, что, быть может, на этот раз мастерам выдумки изменила удача.
Но этого не произошло. В конце прошлой недели "Евродисней" отметил 10-ую годовщину со дня своего рождения открытием второго парка под названием "Студии Диснея" стоимостью в 610 млн. фунтов стерлингов. Расширение развлекательного комплекса, расположенного в 30 км к востоку от Парижа, свидетельствует о том, что компания не только стала одним из самых привлекательных в Европе мест для туризма, но и обрела уверенность в своих перспективах.
Когда компания пришла в этот город, чтобы построить первый в Европе Дисней-парк на месте, где до этого были свекольные поля, уверенность в успехе была высока. "Больше всего я опасался, что наш успех будет слишком большим", - говорит тогдашний председатель компании Роберт Фитцпатрик. Ему не о чем было беспокоиться: многие европейцы считали, что американское видение хорошего - дорогие билеты за посещение безалкогольного парка с невыносимо длинными очередями и несъедобной американской пищей (гамбургеры, сосиски...) - не отвечает их представлениям. По имеющимся сведениям, потери компании составляли 1 млн. долларов в день, эксперты поговаривали о возможном банкротстве, а Айзнер назвал этот проект "первым настоящим разочарованием".
Сейчас, после ряда перемен в руководстве компании, реструктуризации долгов и изменений в стратегии, "Евродисней" вновь стал приносить прибыль. В прошлом году при общем доходе в 1 млрд. фунтов стерлингов чистая прибыль компании составила 37,7 млн. фунтов. Посещаемость парка стабильно держится на уровне около 12 млн. посетителей в год (в 1994 году она составляла всего 8,8 млн.). В шести отелях "Евродиснея" всегда много постояльцев; в 2001 году номера были заполнены на 86%. Хотя по словам экспертов, компания прочно стоит на ногах в отличие от прошлых лет, инвесторы неохотно покупают акции "Евродиснея", стоимость которых колеблется в районе 1 фунта стерлингов - это в десять раз меньше цены, по которой они продавались 10 лет назад. Отчасти это объясняется опасениями, связанными с былыми неудачами компании. Не следует забывать и о долгах, размер которых вдвое превышает активы. Кроме того, возникают вопросы по поводу необычной корпоративной структуры, предоставляющей компании "Уолт Дисней", которой принадлежит 39,1% акций "Евродиснея", право в одностороннем порядке менять руководство "Евродиснея".
Руководство "Евродиснея" признает, что, возможно, в прошлом компания была слишком наивна. "Мы не имели опыта работы в ситуации, когда приходится сталкиваться с различием культур, - говорит ветеран "Диснея" Джей Расуло, возглавивший "Евродисней" в 1998 году. - Это был действительно первый парк, где большинство гостей являются носителями совершенно разных культур". И все же "Евродисней" поначалу полагал, что американский продукт будет востребован европейцами. А этого не произошло - и урок был усвоен. Теперь там можно выпить кофе "эспрессо", вина или пиво, а также довольно вкусно пообедать, сидя за столиком. Аттракционы в "Студиях Диснея" построены с учетов европейского вклада в кинематограф. Если вам нужна карта или путеводитель по "Студиям Диснея", вам предложат брошюру на одном из шести языков: голландском, английском, французском, немецком, итальянском или испанском.
В парижском Диснейленде посетитель в среднем оставляет 43 фунта стерлингов в день, что примерно на 20% меньше, чем расходует посетитель парков в Калифорнии или Флориде. По словам эксперта BNP Paribas Найджела Рида, эта разница отчасти объясняется климатическими факторами - в жаркой, солнечной Флориде посетители пьют больше содовой, чем серым дождливым днем в парижском пригороде.
"Евродисней" - не единственный в Европе парк, пытающийся расширить сферу своей деятельности. Этим летом Vivendi откроет в Барселоне новый аквапарк с двумя гостиницами рядом с парком развлечений Universal Studios Port Aventura, тем самым составив реальную конкуренцию "Евродиснею". В 2002 году откроются по меньшей мере три других крупных европейских парка. Эксперт лондонской фирмы Bear Stearns Марк Абрамсон считает, что конкуренция пойдет на пользу "Диснею".
Чтобы привлечь новых посетителей, "Диснею" потребуются новые интересные аттракционы. Любители верховой езды вскоре познакомятся с флоридской разновидностью популярной Twilight Zone Tower of Terror (Замок ужаса сумеречной зоны). Через несколько лет может быть построен третий комплекс, вероятно аквапарк. "Уолт Дисней" заявил, что Диснейленд никогда не прекратит своего развития", - подчеркнул Расуло.
Если конкуренция "Евродиснею" не страшна, то этого нельзя сказать о ситуации, складывающейся в данный момент времени. Как и в начале 90-х годов, экономические перспективы Европы весьма туманны, - считает Рид. "Они увеличивают свои возможности примерно на 50% в тот момент, когда в европейской экономике наблюдается спад и к тому же открываются конкурирующие парки развлечений". Захотят ли потребители провести три дня и две ночи в "Евродиснее" или предпочтут повести своих детей в более компактный, менее дорогой парк, расположенный неподалеку?