В разгар франко-американских разногласий по Ираку министр иностранных дел Франции Доминик де Вильпен протянул Вашингтону "оливковую ветвь", заявив в четверг о готовности к примирению с США. В то же время он отказался четко сказать, на чьей стороне он находится в войне с Багдадом, а также осудил намерения американцев обойти ООН и взять на себя главную роль в управлении послевоенным Ираком.
Вильпен выступил в находящемся в Лондоне Международном институте стратегических исследований. Насколько известно, никаких встреч Вильпена с высокопоставленными британскими официальными лицами не запланировано. Премьер-министр Великобритании Тони Блэр и министр иностранных дел Джек Стро находятся в США, где проводят встречи с администрацией Буша и представителями ООН.
"Времена великих изменений требуют возобновления близких и доверительных отношений с Соединенными Штатами, - отметил Вильпен. - Франция к этому готова. США и Франция восстановят тесное сотрудничество и полную солидарность, поскольку мы разделяем общие ценности".
В то же время французский министр выступил против американской доктрины нанесения упреждающего удара по потенциальным врагам и против, как он выразился, готовности Вашингтона ради достижения своих целей применять силу в одностороннем порядке.
"Мы не протестуем против применения силы в целом, - заявил Вильпен. - Мы только предупреждаем об опасности, которая значительно возрастает, когда упреждающие удары становятся доктриной. Какой пример мы подаем другим странам? Насколько законна подобная практика? Каковы пределы использования такой силы?"
"Одобряя эту доктрину, мы рискуем ввергнуть мир в постоянную нестабильность и неопределенность, - подчеркнул он. - Мы рискуем потерять контроль над ситуацией и оторваться от действительности. Давайте не будем открывать ящик Пандоры".
В свете антивоенной позиции Франции отказ Вильпена одобрить военную кампанию союзников, конечно, не удивляет. Однако он также воздержался от высказываний, кого бы ему хотелось видеть в качестве победителя. В ответ на вопрос британского журналиста о том, на чьей стороне находятся его симпатии, он заявил, что отвечать не будет, "потому что вы невнимательно слушали то, что я говорил раньше".
Тем не менее текст его речи не дает ключа к пониманию того, что он имел в виду. "Я, естественно, желаю, чтобы этот конфликт достиг быстрого разрешения при минимальном количестве жертв", - вот единственное предложение из его речи, которое имеет отношение к фазе окончания военной акции.
Вильпен неоднократно возвращался к мысли о необходимости коллективного принятия решений в ООН. И, несмотря на то, что в Ираке воют сотни тысяч американских и британских солдат, он заявил, что разоружение Ирака должно быть достигнуто через продолжение инспекций ООН.
"Мы должны полностью разоружить Ирак, - подчеркнул он. - К этому единодушно стремится все международное сообщество. Разоружение должно быть произведено инспекторами. И этим процессом должна руководить ООН".
"Важно, - отметил он, осуждая попытку США сократить степень участия ООН в управлении и восстановлении Ирака после войны, - чтобы ООН была в центре реконструкции и управления Ираком. От этого зависит обоснованность нашей деятельности".
Упоминание Вильпеном о приготовлениях к постсаддамовской эре можно считать дипломатическим сигналом того, что он ожидает победы американцев.
Похоже, это свидетельствует о неопределенности во Франции, а также в Германии - еще одной стране, находящейся в оппозиции войне. Обе страны, даже критикуя войну саму по себе, разрешили пролет над своей территорией союзнических самолетов, направляющихся в Ирак.
Кроме того, и Франция, и Германия поддержали США в противодействии попыткам ооновского Комитета по правам человека, который возглавляет Ливия, созвать специальную сессию, посвященную обсуждению "последствий войны для иракского народа и гуманитарной ситуации".
Противники дебатов заявили, что, по их мнению, такое собрание станет форумом антиамериканской политики.
Кроме того, Вильпен призвал Америку возвратиться в лоно коллективных процессов в ООН, особенно на стадии реконструкции послевоенного Ирака.
"Возможно ли, чтобы всю ответственность в такой стране, как Ирак, брало на себя одно государство? Это очень сложно представить", - заявил Вильпен.