"Было бы глупо утверждать, что англо-американская операция против Ирака способствует развитию наших отношений, однако очевидно, что данная операция ни в какой мере не отражается на линии, которую Россия и США согласовали для дальнейшего развития нашего сотрудничества". Такими словами Сергей Миронов, председатель Совета Федерации, пытается сгладить противоречия, которые война против Саддама Хусейна привнесла в отношения между Москвой и Вашингтоном и которые кто-то уже назвал признаком возвращения к холодной войне. Посланник Путина недавно встретился с президентом Республики господином Чампи и со своим коллегой, председателем итальянского сената господином Пера (сегодня у него запланирована встреча с Сильвио Берлускони, председателем нижней палаты парламента Казини и с Иоанном Павлом Вторым в Ватикане). "Демократию нельзя насаживать с помощью танков", - заявил Миронов. "Мы русские прекрасно знаем, к чему приводит попытка экспортировать революцию в другие страны".
- Как намерена действовать Москва?
- Ситуация должна вернуться под контроль международного сообщества, на карту поставлена не только судьба Ирака, но и вся система мировых отношений и безопасности. После 11 сентября возникли условия для того, чтобы объединить усилия международного сообщества: мы задаемся вопросом: было ли это объединение лишь эпизодическим или оно может стать прочной основой для системы глобальной безопасности. Мир сейчас на распутье.
- Угрожает ли кризис в Ираке российско-американским отношениям?
- Мы по-прежнему считаем, что США остаются нашим партнером по антитеррористической коалиции, и будем продолжать действовать в данном ключе. Но у нас есть и более широкие стратегические интересы: продолжать сотрудничество с Вашингтоном в решении проблем, связанных с безопасностью, начав, например, с сокращения стратегического наступательного потенциала.
- Однако процесс ратификации соглашения между Путиным и Бушем все же замедлился.
- Как раз вчера Совет Федерации высказался за необходимость развития сотрудничества с США в этой сфере и предложил Думе, нижней палате российского парламента, продолжить процесс ратификации.
- Тем временем напряжение между двумя странами сохраняется: Вашингтон обвиняет российские предприятия в продаже Ираку запрещенных военных материалов и в том, что они до сих пор оказывают ему помощь.
- Американские заявления являются элементом информационной войны, которая сопровождает военную операцию против Ирака. США столкнулись с непредвиденными трудностями и сейчас пытаются найти оправдание своих неудач. Я гарантирую, что ни Российское государство, ни отдельные российские предприятия не поставляли и не поставляют в Ирак военные материалы, запрещенные ООН. Если эти материалы попали в Ирак через третьи страны, то мы тут ни при чем.
- Тем не менее ходят слухи, что министр иностранных дел Иванов собирается представить в ООН проект резолюции, осуждающей действия США.
- Россия уже высказала свою позицию по иракскому вопросу, Путин подчеркнул, что нельзя допустить, чтобы международное право было заменено правом сильного. Этого достаточно, не нужно как-то еще осуждать данную акцию.
- США и их европейские союзники утверждают, что отрицательное отношение Путина к конфликту связано с опасениями, что Россия не будет допущена к экономическому и стратегическому восстановлению Ирака.
- Экономические интересы существуют, и они велики: иракский долг, составляющий 8 млрд долларов, а также недавние инвестиции российских компаний. Мы не можем не принимать их во внимание, однако экономические интересы не составляют основу нашей позиции. Если бы Россия действовала, руководствуясь только прагматическими соображениями, то мы бы поддержали операцию. Наша позиция базируется на принципе глобальной безопасности. Конечно, в сегодняшних обстоятельствах прямое участие России в восстановлении Ирака остается под вопросом, однако Россия является постоянным членом Совета Безопасности и выступает за то, чтобы восстановлением нормальной жизни после конфликт занималась ООН.