Имя новой звезды израильской политической жизни - Авигдор Либерман. Активисты "Исраэль Бейтену" ("Наш дом Израиль"), русскоязычной ультраправой партии, основанной им в 1999 году, зовут его Ивет.
Родившийся в Москве в 1958 году, уехавший в Израиль в 1974, ставший депутатом в 1999 году и неоднократно занимавший пост министра, Авигдор Либерман первоначально был генеральным директором "Ликуда", а в 1999 году основал собственную политическую партию. Она объединяет в основном эмигрантов из России, но в нее входят и многочисленные сабра (урожденные израильтяне), которых привлекает идея обменять арабские деревни Израиля на право сохранить израильские поселения на Западном берегу Иордана. Такой ход мысли может показаться странным где угодно, но не в еврейском государстве, и многие опросы предвещают, что при голосовании "Исраэль Бейтену" будет наступать на пятки "Ликуду" и даже может обогнать его.
Либерман женат и имеет троих детей. Это плотный мужчина, снискавший репутацию "грубияна" у многих местных репортеров, которых он посылает куда подальше, когда их вопросы ему не нравятся. В Нокдиме - поселении между Иерусалимом и Хевроном, в котором он проживает, - на него не раз подавали в суд за склонность к насилию. Одна такая жалоба закончилась судебным процессом (Либерман ударил слишком шумевшего ребенка), в ходе которого он был приговорен к тюремному заключению условно.
Противник любых переговоров с Палестинской администрацией, он в разгар интифады назвал Ариэля Шарона "тряпкой" за то, что тот под американским давлением отказался дать санкцию на ликвидацию Ясира Арафата. В то время Авигдор Либерман, выступавший за проведение "политики железной руки в стальной перчатке в отношении террористов", также предлагал "посадить их в автобус и утопить в Мертвом море". Эти высказывания были оценены не только русским электоратом, но и многими другими простыми людьми разного происхождения.
"Между тем этот дипломированный политолог, говорящий на трех языках, - умный человек, - утверждает комментатор Василий Израэлович. - При первом взгляде он производит сильное впечатление, тем более, что говорит он громким голосом. Но в частных беседах он нередко проявляет большую тонкость, чем в высказываниях на публику". И добавляет: "Он не трибун, и тем более не харизматическая личность. Но он складно говорит, чувствует аудиторию и знает, как ей понравиться. Этот с виду неотесанный медведь, требующий ужесточения тюремного наказания для преступников, вызывает симпатии у части электората, озабоченного утратой традиционных ориентиров".
Осуждая "коррупцию в высших эшелонах государства" и критикуя полицию (которая установила прослушивание его телефонных переговоров, чтобы контролировать контакты с русскими бизнесменами сомнительной репутации), Либерман ведет наступление по всему фронту. "Большинство лидеров израильских ультраправых - религиозные люди с кипой на голове, - говорит комментатор Йоав Краковский. - Но Либерман - человек светский, и этим гордится. Поэтому он пользуется поддержкой намного более широкой, чем поселенцы и традиционалисты. За несколько лет его партия стала одной из тех, с которой приходится считаться".
Войдет ли он в будущее правительство? Судя по всему, люди из его окружения уже встречались с и.о. премьер-министра Эхудом Ольмертом. Но пока ничего не решено, так как результаты голосования еще неизвестны, а "Исраэль Бейтену" уже сейчас выступает против идеи о возможном уходе Израиля с Западного берега Иордана.