Фильм Амуссу стал культовым, несмотря на то, что был показан лишь в одном зале: теперь и Америка хочет увидеть этот фильм
Во Франции "Африканский рай" стал событием, родившимся благодаря отзывам в интернете, первым зрителям, которые распространяли листовки на улицах Парижа, а также СМИ, организовавшим громкую рекламу. Фильм, не имевший прокатчика, был показан в одном зале. Он демонстрировался 4 недели, а потом мало-помалу начал завоевывать и другие залы: в Париже (3 зала), в пригородах и в провинции. Его смотрят в Бенине, Буркина-Фасо, Кот-д'Ивуаре. Его ждут на фестивале Vue d'Afrique в Монреале. Его хотят увидеть в школах и университетах (5 апреля в Сорбонне). Американцы также проявили интерес к этому фильму. На днях состоялся его показ в Милане на Фестивале африканского кино: здесь, как и в Париже, зал был переполнен, люди стояли в проходах, не попавшие на сеанс были расстроены. Реклама, сделанная самими зрителями, действительно срабатывает.
"Африканский рай" - фильм бенинского режиссера Сильвестра Амуссу, который уже 20 лет живет в Париже. История, рассказанная автором, парадоксальна, но проста: в 2033 году богатые Соединенные Штаты Африки будут брать штурмом иммигранты из обедневшей Европы, и в этом хаосе, где люди уже готовы на все, чтобы получить вид на жительство, место дворника или уличного торговца, очень много тех, кто проникает в Африку незаконно. По сюжету нелегалами становятся два француза, инженер-компьютерщик и учитель; политиками, высказывающимися за и против их интеграции, являются африканцы, в том числе и начальник полиции, который вкладывает в руки белого юноши оружие и заставляет его спровоцировать репрессии, чтобы подавить любые либеральные поползновения. Иными словами, Амуссу очень мягко, с чувством юмора, перевернул с ног на голову то, что мы видим каждый день, и при этом лишь сгладил острые углы. "Я не хотел делать ни документальный фильм, ни фильм-месть, я снял комедию, которая ставит вопросы и порождает сомнения. Оказаться в чужой шкуре, чтобы все понять". Маленькое и простое произведение оказалось революционным. "Публика шокирована, смущена. Люди видят себя со стороны, в зеркале, в перевернутом зеркале".
Приехав в Европу 20 лет назад, Амуссу не думал ни о кино, ни о режиссуре. "Во Францию я приехал студентом, поступил на факультет экономики. Тогда не требовалось даже визы, потом для иммигрантов условия постепенно ухудшились. Страна прав человека красиво проповедует, но на деле все обстоит иначе. Мечты и утопии левых сели на мель".
Закончив обучение, Амуссу столкнулся с необходимостью соглашаться на неквалифицированную работу, не имеющую ничего общего с полученным образованием. "Мойщик посуды, чернорабочий, уборщик..." Он решил повнимательнее присмотреться к этому противоречивому обществу. Он записался в театральную школу, чтобы наладить более близкие отношения с этими "мифическими французами". Так он превратился в профессионального и даже востребованного актера. В эти дни, если бы ему не пришлось находиться в Италии и перемещаться по Франции ради презентации своего фильма, он бы играл в спектаклях вместе с Мишелем Галабру, очень известным во Франции актером. "Они соглашаются поставить мне замену, когда мне приходиться покидать Париж". Около 10 лет назад он начал подумывать, как бы создать спектакль о том, что происходило с ним и со всеми теми, кто решился покинуть свою страну ради освобождения и благополучия. Было непросто найти финансирование. На это у Амуссу ушло 10 лет. "В конце концов, у меня получилось, и мне оказывали помощь многие африканцы из диаспоры. Такое происходит впервые".
И вот уже готово новое предприятие, новый замысел: фильм о разворовывании гуманитарной помощи и о псевдодемократии. "Африке нужны больницы и школы, - говорит в заключение Амуссу. - Нужны сознательные люди. Безграмотность и невежество являются большим недугом моей страны. Не случайно, что ни одно из 100 африканских правительств, поддерживаемых европейцами, ничего не сделали для просвещения своего народа. Потому что просвещение приводит к осознанности, а осознанность - к участию в политике".