Своими подозрениями и старыми ссорами демократические оппоненты Кремля помогают противнику
В прошлую пятницу российская Республиканская партия, небольшая либеральная группа под руководством депутата парламента Владимира Рыжкова, прекратила свое существование. Верховный суд страны подтвердил решение министерства юстиции отказать партии в перерегистрации.
"Это решение было совершенно предсказуемо, - говорит 41-летний Рыжков, депутат Государственной думы четырех созывов, чей одинокий голос в парламенте возражал против централизации власти, проводимой Кремлем. - Независимой политики больше нет. Теперь Кремль решает, кому можно участвовать в выборной политике. А суды только проштамповывают решения Кремля".
Но даже когда Кремль работает над маргинализацией своих и без того слабых демократических оппонентов, они и сами ускоряют этот процесс внутренней борьбой и личными амбициями. Сдерживает их и страх, что Кремль может отобрать и тот незначительный официальный статус, который у них еще имеется.
Российская демократическая оппозиция состоит из невероятно большого числа партий и движений. В числе основных - старые партии, такие как "Яблоко" и Союз правых сил, которые были серьезной силой в 1990-х годах; не существующая более Республиканская партия Рыжкова; а также "Другая Россия", разношерстная и раздробленная коалиция, главным стратегом которой является великий шахматист Гарри Каспаров.
Все они тратят немало сил, обличая друг друга как прокремлевских провокаторов и гадая, кто может перейти на сторону Кремля в любой момент. "Проблема в очень плохих личных и политических отношениях между партиями, старых ссорах и недостатке воли к объединению, - сказал Рыжков в интервью. - Надо быть смелее и действовать смелее".
В прошлом году прокремлевская партия "Единая Россия" провела в парламенте такие избирательные законы, по которым более половины из 35 российских партий должны быть распущены.
Например, Республиканская партия прекратила существование потому, что не смогла доказать, как это требуется по закону о перерегистрации, что имеет не менее 50 тыс. членов по всей стране, отделения в 45 регионах и не менее 500 членов в каждом отделении. Партия утверждает, что насчитывает сейчас 60 тыс. членов и растет, но министерство юстиции заявило, что их всего 40 тыс., и Верховный суд с этим согласился.
По мнению партийных активистов и политических аналитиков, Кремль, по сути, решил предложить российским избирателям выбор лишь между двумя партиями - доминирующей "Единой Россией" и недавно созданной, якобы в качестве ее соперницы, "Справедливой Россией". Обе эти партии, хотя и поругивают друг друга по вопросам экономической и социальной политики, клянутся в полной лояльности президенту Владимиру Путину.
"Это имитация демократии, когда создается видимость соперничества, но все контролируется из центра", - говорит Рыжков, который не сможет вернуться в парламент, если его не пригласит к себе другая партия. На выборах в декабре избиратели будут голосовать не за кандидатов, а за партии, которые сами назначат своих парламентских депутатов.
В ходе прошлогодней избирательной реформы барьер, позволяющий партии пройти в парламент, был поднят с 5% до 7% от общего числа голосов. Это еще больше осложнило жизнь небольшим партиям. Чтобы выжить как сила на выборах, им необходимо объединиться под одним знаменем. Пока что это оказывается невозможным.
Весь прошедший год Рыжков и лидер Союза правых сил Никита Белых обсуждали возможные формы объединения. "Они очень осторожны, поскольку их партия зарегистрирована, - говорит Рыжков, - а любая зарегистрированная партия зависит от Кремля. Кремль может закрыть любую партию в любой момент".
На региональных выборах в марте Союз правых сил был вычеркнут из бюллетеней в пяти из тринадцати регионов, где он хотел участвовать в выборах. Белых утверждает, что и там, где партия осталась в бюллетенях, наблюдались фальсификации.
Однако Союз правых сил не спешит расширять свою базу, объединившись с Рыжковым и его последователями. "Мы должны понимать, что объединение с Рыжковым не будет означать объединения демократических сил, - сказал Белых. - Если мы просто объединимся с ним, Кремль даст больше денег "Яблоку"".
Белых говорит, что он хотел бы широкой политической договоренности, которая включит не только Рыжкова и других, но и "Яблоко". Но помешали старые ссоры. Надежды на то, что лидер "Яблока" Григорий Явлинский достигнет какого-то согласия с Белых, новым 31-летним лидером СПС, не оправдались.
"Я потратил больше года жизни на разговоры с Явлинским, - сказал Белых. - Он очень сложный человек. Но я считаю, несмотря на его заявления, что тема не закрыта".
Явлинский был недоступен для интервью на этой неделе. Но в интервью, данном перед мартовскими региональными выборами, он неустанно нападал на Союз правых сил.
"Это и не оппозиционная партия, и не демократическая партия, - заявил Явлинский в интервью газете "Новые Известия". - Я бы назвал ее неоконсервативной, проправительственной партией".
Ни Явлинский, ни Белых не готовы объединить силы с "Другой Россией" Каспарова, заявляя, что они не одобряют присутствия в коалиции людей, которых они считают радикальным националистами и социалистами.
Каспаров пытается мобилизовать довольно апатичное российское общество против того, что он называет кремлевским авторитаризмом. Его коалиция все время пытается проводить демонстрации. Власти всегда запрещают их и жестоко подавляют, когда люди все равно выходят на улицы.
В субботу в российском городе Нижний Новгород милиция разогнала демонстрацию, в которой участвовала "Другая Россия", арестовав десятки людей. Еще десятки активистов не были пропущены в центр города. По словам организаторов марша, двоих из их коллег обвинили в распространении террористической литературы.
Некоторые молодые члены "Яблока" и Союза правых сил участвуют в этих маршах, но Каспаров и его союзники отзываются об их руководстве столь же презрительно, как и о Кремле. "Если вы не понимаете, что "Яблоко" и СПС не принадлежат к оппозиции и являются совершенно прокремлевскими, то нам не о чем говорить", - заявил представитель Каспарова Денис Белунов. По его словам, сам Каспаров находится в отъезде и не может дать интервью на этой неделе.
Пока его оппоненты грызутся между собой, Кремль, как утверждают, намеревается создать свою собственную либеральную партию под названием "Свободная Россия". Малоизвестная до недавнего времени партия, "Свободная Россия" тем не менее прошла процесс перерегистрации в прошлом году. Партия утверждает, что насчитывает 70 тыс. членов в 55 регионах, хотя ее оппоненты подвергают эти цифры сомнению.
Ее возглавляет Михаил Барщевский, известный российский юрист и любимец прессы. "Это демократическая и либеральная партия", - заявил 51-летний Барщевский. По его словам, "Свободная Россия" рассчитывает на поддержку интеллигенции и деловой элиты, которые потеряли интерес к политике. Он также выразил надежду, что к нему присоединятся избиратели и рядовые члены "Яблока" и Союза правых сил - но не их лидеры.
Партию преследуют обвинения в том, что она является инструментом Кремля для того, чтобы либо заменить Союз правых сил, либо отобрать у него достаточное число либеральных избирателей, дабы СПС не прошел в парламент.
Тогда "Свободная Россия" сможет стать еще одним блюдом в "кремлевском меню", как называет это поле выбора Николай Петров, аналитик Московского центра Карнеги.
Барщевский, который представляет интересы российского правительства в Верховном и Конституционном судах, отмахивается от подобных обвинений. Он говорит, что его партия пойдет в декабре на выборы и будет по мере необходимости критиковать правительство, хотя и не ввязываясь в "открытую борьбу" с Кремлем.
"Когда я слышу о нас вещи вроде "проекта Кремля", у меня возникает вопрос: как кто-нибудь смог бы заставить меня играть в чужую игру? - спрашивает Барщевский. - Деньгами? У них нет столько. Властью? Мне не нужна власть, я ее ненавижу".
Барщевский сказал, что его партия скоро сменит название на "Гражданскую силу", поскольку "Свободная Россия", при наличии пропутинской "Единой России" и пропутинской же "Справедливой России", звучит весьма похоже на то же самое.