Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
28 марта 2008 г.

Джеймс Боун и Тони Хэлпин | The Times

Товарищ Сид: шпион, умыкнувший полмиллиарда со счетов программы "Нефть в обмен на продовольствие"

Сотрудник ООН, занимавший одну из ключевых должностей в администрации программы "Нефть в обмен на продовольствие", которая была разработана для Ирака, недавно был разоблачен перебежчиком - оказывается, он был русским шпионом, а также незаконно перевел почти полмиллиарда долларов высокопоставленным российским чиновникам, совершив "одну из самых прибыльных краж в мировой истории".

Александр Крамар, с 1996 по 2003 год в бытность куратором ООН по вопросам нефти устанавливавший цены на иракскую сырую нефть, был тайным агентом СВР - российской внешней разведки. Так утверждает резидент, который работал с Крамаром.

Это откровение проливает новый свет на скандал вокруг программы ООН "Нефть в обмен на продовольствие", коснувшийся десятков политиков, дипломатов и бизнесменов всего мира, а также сотрудника ООН, который руководил этой программой, сына бывшего генсека ООН Кофи Аннана.

Оно является дополнительным доказательством того, что Россия помогала Саддаму Хусейну обойти санкции ООН, наложенные после вторжения Ирака в Кувейт в 1990 году. Крах эмбарго ООН, призванного не позволить Ираку возродить его оружие массового поражения, был одним из факторов, побудивших США и Великобританию начать боевые действия в 2003 году.

Хотя Крамар играл главную роль в программе ООН, а его поведение уже долгое время вызывало подозрения, его тайный статус российского агента ускользнул от внимания комиссии ООН во главе с Полом Волкером, экс-председателем Федеральной резервной системы США, которая расследовала скандал.

Крамара разоблачил Сергей Третьяков, являвшийся заместителем главы резидентуры СВР в Нью-Йорке с апреля 1995 до своего перехода на сторону американцев 11 октября 2000 года.

Третьяков как минимум три года работал на США в качестве двойного агента. Свою историю он рассказывает в книге специалиста по истории разведслужб, бывшего журналиста Washington Post Пита Эрли, которая называется "Товарищ Ж.: неразглашенные секреты главного российского шпиона в Америке после окончания холодной войны". В качестве замглавы резидентуры Третьяков курировал всех 60 агентов СВР на Манхэттене, а также ведал контактами с более чем 150 иностранными информаторами, работавшими на русских.

Внедрение Крамара в ООН было расценено как величайшее достижение Третьякова. Эрли пишет, что куратор ООН по вопросам нефти "перенаправил полмиллиарда долларов со счетов программы в карманы представителей высших эшелонов российского правительства как в президентство Ельцина, так и в президентство Путина".

"Ни Ельцин, ни Путин не предприняли никаких усилий для того, чтобы прекратить воровство, - добавляет он. - Однако администрация Путина позаботилась о том, чтобы сотрудник СВР был удостоен одной из высочайших гражданских наград Российской Федерации, - не за храбрость или поведение с честью, но за его роль в совершении одной из самых прибыльных краж в мировой истории".

Программа "Нефть в обмен на продовольствие", начатая в 1996 году, позволяла Ираку продавать ограниченный объем нефти под строгим контролем, чтобы получить средства на импорт продовольствия, лекарств и других товаров гуманитарного назначения. Цену на нефть устанавливали кураторы ООН, рекомендации которых всегда беспрекословно одобрялись комитетом по вопросам санкций, состоявшим из представителей 15 государств-членов Совета Безопасности.

Была создана комиссия из четырех кураторов ООН по вопросам нефти - норвежца, американца, француза и россиянина. Изначально комиссия устанавливала цену барреля, близкую к рыночной. Но когда сначала норвежец, а затем американец и француз ушли в отставку, Крамар фактически стал назначать цену на иракскую сырую нефть единолично. Россия блокировала назначение кураторов на место выбывших, так что с июня 1999 года по август 2000-го Крамар работал в одиночку.

Афера Саддама, путем которой он покупал влияние в мире в обмен на нефть, не удалась бы без установления заниженной цены на иракскую нефть. Когда у руля стоял Крамар, "ооновская" цена на нефть позволяла получать прибыль по 35 центов с барреля, пишет Эрли. Это означало, что получатель ваучера на 10 млн баррелей мог в одну секунду нажить 3,5 млн долларов, перепродав контракт, - ему не требовалось доставить ни одной капли нефти. По оценкам Эрли, Крамар незаконно перевел до 476 млрд долларов 46 физическим лицам или организациям в России.

Крамар пришел в ООН из российской страховой компании "Ингосстрах", где он занимался оценкой стоимости грузов нефти и нефтепродуктов. Но Третьяков, рекомендовавший его как сотрудника КГБ в советские времена, утверждает, что в действительности Крамар был агентом российской разведки по кличке "Товарищ Сид", посланным в Нью-Йорк для внедрения в ООН.

Крамар тайно встречался со своим начальником раз в неделю в офисе СВР, расположенном в жилом комплексе, где проживают российские дипломаты. Туда Крамар приезжал якобы для того, чтобы сделать покупки в тамошнем русском магазине. Хотя в ООН Крамар получал оклад размером в 12 тыс. долларов в месяц, СВР оплачивала все его расходы, а также платила ему зарплату как своему сотруднику.

"Он был ужасным скрягой, - вспоминает Третьяков. - Если его жена покупала средства для уборки или даже туалетное мыло, он приносил мне квитанции и требовал возмещения".

Однако Крамар так неэффективно вербовал шпионов в ООН, что Третьяков в разговоре с главой нью-йоркской резидентуры СВР предложил его отозвать. Непосредственный начальник Третьякова сказал ему, что у Крамара есть солидные друзья в Москве, которые "чрезвычайно довольны его результатами". Как только Крамар стал контролировать ценообразование, Ирак заключил контракты на поставку 85 млн баррелей с советниками российского президента и членами Совета при президенте РФ. Когда президентом стал Путин, один из этих высокопоставленных советников сохранил свой пост.

В 2003 году Крамар ушел из ООН и устроился на работу в "Зарубежнефть", российскую нефтяную компанию, которая была крупнейшим клиентом Ирака в рамках программы "Нефть в обмен на продовольствие". В нынешнем месяце Times связалась с ним на этом месте работы, но он не ответил на вопросы.

Американец Морис Лоренц, работавший вместе с Крамаром в качестве куратора ООН по вопросам нефти, сказал в интервью Times, что после своей отставки предостерег правительство США о занижении цен на нефть.

"Не думаю, что он был очень хитер. Если, конечно, ему не удавалось очень ловко скрыть свой ум, - сказал Лоренц. - Возможно, он был так хитер, что людям вроде меня было невдомек. Но, думаю, для того чтобы проделать то, чем он занимался, выдающийся ум не требовался. Мне кажется, все само приплыло к нему в руки. Он просто пользовался ситуацией. Когда он обнаружил, что есть возможность нажиться, то воспользовался ситуацией".

Прибыли и платежи

69,4 млрд долларов - общая прибыль от программы "Нефть в обмен на продовольствие"

38,6 млрд долларов - общая сумма расходов на гуманитарные нужды

1,1 млрд долларов - расходы на осуществление программы "Нефть в обмен на продовольствие"

10,6 млрд долларов - общая сумма незаконного дохода режима Саддама Хусейна за время программы, полученного за счет контрабанды, наценок на контракты по продаже нефти и нелегального экспорта

270 - количество иракских политиков, сотрудников ООН и компаний, которые, по данным расследования некой иракской газеты, извлекли выгоду из программы "Нефть в обмен на продовольствие".

178187 долларов - платежи по соглашению об ограничении конкуренции, переведенные сыну Кофи Аннана, Коджо, за время действия программы "Нефть в обмен на продовольствие"

Источники: ООН, Группа по изучению Ирака, правительство США, комиссия Волкера

Источник: The Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru