На следующей неделе Бухарест, столица Румынии, примет представителей 26 государств - членов Организации североатлантического договора. Там альянс примет ключевые решения, касающиеся его миссии в Афганистане и расширения за счет нескольких бывших стран советского блока. Нет необходимости и не следует опять медлить с этими решениями, откладывая их до новых "встреч" и "консультаций" в столицах европейских стран.
Сегодня НАТО нуждается в ясности цели. Демонстрация робости в Бухаресте может подорвать его недавние успехи, достигнутые при адаптации к требованиям все еще нового XXI столетия. Решительный отход от традиционного менталитета НАТО - это стратегический императив; иначе альянс не сможет на равных дать отпор вызовам, с которыми он наверняка столкнется.
Для НАТО нет лучшего пути вперед, как пригласить в организацию в качестве полноправных членов Албанию, Хорватию и Македонию, а также начать процесс, в результате которого Грузия и Украина в будущем присоединятся к альянсу путем выполнения Плана действий по вступлению (MAP). Сегодня, когда обязательства европейцев по участию в миссии НАТО в Афганистане оспариваются, решимость Албании, Хорватии и Македонии внести свой вклад в трудные миссии бесспорна. В общей сложности в Афганистане и Ираке сейчас служат более 650 военнослужащих, представляющих эти три балканских государства.
На данный момент более 200 хорватских военнослужащих обучают личный состав Национальной армии Афганистана и служат в Командах восстановления провинций. Подразделение македонских военнослужащих руководит задачами по защите штаб-квартиры Международных сил содействия безопасности - контингента НАТО - в Кабуле (Афганистан). Албанские военнослужащие постоянно находятся в Афганистане с 2002 года; вдобавок Албания стала одним из первых государств, которые в 2003 году направили свои войска в Ирак. Сегодня, пять лет спустя, Албания намеревается стать одним из последних государств, которые уйдут оттуда. Как недавно сказал командующий албанскими частями в Мосуле (Ирак): "Пока американцы здесь, мы здесь останемся".
Как и в случае с приглашением в НАТО других бывших государств советского блока в 1999 и 2004 годах, нынешнее расширение консолидирует достижения Юго-Восточной Европы в плане экономики и демократии. Регион определенно движется к свободным политическим институтам и свободному рынку.
Последние несколько лет правительства Албании, Хорватии и Македонии, выполняя Планы действий по вступлению, готовились присоединиться к НАТО. Теперь они отвечают необходимым критериям членства. Они проявили приверженность идеям прав человека и региональной стабильности, защищая права этнических меньшинств. Они выделили на нужды обороны более значительную долю своего ВВП, чем большая часть западноевропейских государств-членов НАТО, а также создали мощный оборонный потенциал в сферах разведки, медицинской помощи и специальных операций.
Возможно, в свете заметных недостатков НАТО важнее всего тот факт, что Албания, Хорватия и Македония применили этот потенциал в Афганистане и Ираке, выполняя трудные задания, за которые неохотно брались некоторые нынешние государства-члены. В географическом смысле Албания, Хорватия и Македония определенно невелики, но их вклад в НАТО в том, что касается боевых действий - и боевого духа - будет намного превышать их площадь.
Если говорить о Грузии и Украине, то оба государства - демократические, политически зрелые, относительно стабильные и приверженные делу международного сообщества после "оранжевой революции" и "революции роз" 2003 и 2004 годов. Соседняя Россия недавно дала понять, что может нацелить свой ядерный арсенал на Украину или спровоцировать народные волнения в Грузии, если та или другая страна предпримут шаги для вступления в НАТО. Это не остановило правительства Грузии и Украины - они выразили твердое желание приступить к выполнению Плана действий по вступлению в НАТО.
Замалчивать тему Грузии и Украины в Бухаресте, в том числе откладывать их присоединение к МАР, как, по-видимому, предлагают правительства некоторых западноевропейских государств, - все равно, что отвергнуть стремление Грузии и Украины в международное сообщество. Это разочарует их население и даст России "зеленый свет" для продолжения затасканной риторики холодной войны.
Администрация США, большинство членов Конгресса (представители обеих партий) и большинство членов НАТО поддержали идею принять в альянс государства Юго-Восточной Европы и сделать партнерами вышеупомянутые государства за пределами этого региона. Чем же объясняется промедление? Помимо сопротивления России, Греция грозит единолично наложить вето на прием Македонии, так как Македония отказывается изменить название своего государства. Будущее трансатлантического альянса - и его надежность как не имеющего себе аналогов политического и военного инструмента демократических государств мира - слишком важны для того, чтобы их сковывали мелочные споры о семантике или тактика запугивания, более уместная в прошлом веке.
Укрупненный и укрепленный альянс, с тремя новыми государствами-членами и двумя потенциальными членами, расширит НАТО за счет стран, которые доказали свою способность не только опознавать вызовы нынешней эпохи, но и вносить постоянный вклад в усилия альянса по отстаиванию и защите его интересов. Расширение обогатит альянс тем, в чем он нуждается: боевым опытом и духом сотрудничества. Все пять государств также привнесут в НАТО повышение бдительности, что так необходимо для защиты свободы. Поскольку их народы на своем опыте познали, что такое коммунистическая оккупация, они видят в исламском экстремизме опасности тоталитарной идеологии, слишком хорошо им знакомой.
Миссия НАТО в Афганистане, на расстоянии тысяч миль от европейского континента, стала исторически-важным шагом к преобразованию НАТО для противостояния вызовам XXI века. Но его работа в этом регионе обнажила горькую правду о состоянии альянса.
Жесткие условия, навязанные некоторыми государствами-членами, на данный момент не позволяют их контингентам участвовать в боевых действиях, что вынуждает других членов коалиции - как входящих, так и не входящих в НАТО (в том числе тех, чьи заявления о приеме сейчас рассматриваются) - нести диспропорционально тяжелое бремя с точки зрения работы и жертв. Устаревшие правила участия в боевых действиях, неравномерный вклад различных государств и недостаточное рвение со стороны некоторых государств-членов - все это бесспорные факты. Столь же бесспорна перспектива фиаско и сползания к бесполезности, если только в Бухаресте НАТО не поступит мудро.
Включение в НАТО Албании, Хорватии и Македонии, а также налаживание более тесного партнерства с Грузией и Украиной поможет развеять опасения, будто альянс в целом больше не имеет мужества делать тяжелую работу, необходимую для преодоления трудностей в Афганистане. Вся пять государств, вопрос о сближении с которыми сейчас рассматривается, в отличие от некоторых полноправных членов НАТО, выказали готовность взять на себя обязанности, налагаемые НАТО.
Албания, Хорватия и Македония уже сегодня готовы это делать, Грузия и Украина, скорее всего, будут готовы выполнять натовские обязанности в ближайшие годы, если на следующей неделе им выдадут Планы действий по вступлению. Саммит в Бухаресте предоставляет шанс поспособствовать интересам всех 26 государств-членов за счет расширения альянса. Сейчас не время для сомнений в себе - время для лидерства США и Европы.
Рамсфельд был постоянным представителем США в НАТО с 1973 по 1974 годы, а также 13-м и 21-м по счету министром обороны США