Президент Владимир Путин уже давно говорит, что Россию следует считать потенциальным членом НАТО. Но во вторник в Риме он может заключить более выгодную сделку ? получить право участвовать в принятии решений, а в перспективе и ряд других прав и при этом никаких обязанностей, которые выполняют члены НАТО.
Сближение России с НАТО ? обязательная часть программы строительства единой и свободной Европы. Но партнерство имеет смысл лишь в том случае, если с его помощью НАТО будет преодолевать разногласия с Россией, в том числе решать вопрос о действиях вооруженных сил этой страны в Чечне. Эти разногласия наносят удар по ценностям и целям альянса.
Поставив перед Россией условия, которые должны соблюдать все члены, НАТО будет способствовать положительным изменениям в этой стране. Если же НАТО будет молчать, тогда Россия будет менять альянс.
В основе расширения НАТО, начавшегося после холодной войны, лежит обещание способствовать развитию демократии и главенства закона. Как говорится в Вашингтонской декларации 1999 г., альянс ?решительно настроен выступать против тех, кто нарушает права человека?. При этом НАТО договаривается о ?равноправном партнерстве? с государством, которое, несмотря на весомые успехи в развитии демократии, ведет военные действия, характеризующиеся массовыми нарушениями в области прав человека.
Действия России в Чечне унесли гораздо больше жизней мирных людей, чем жестокие события в Косово, которые заставили НАТО вмешаться в этот регион.
Россия не делает различия между мирными жителями и вооруженными группировками в Чечне. В результате, как заявил Госдепартамент США, ?сложилась обстановка, благоприятствующая? распространению терроризма.
Тысячи российских офицеров и солдат поняли, что можно безнаказанно убивать мирных граждан. Чем больше совместных военных и миротворческих операций НАТО и Россия будут проводить вместе, тем в большей степени эта российская проблема будет становиться проблемой НАТО.
Небольшое государство с подобными недостатками никогда бы не добилось права получить столь высокий статус в НАТО. Хорватии, например, не разрешали даже вступить в организацию "Партнерство во имя мира", пока она не начала наказывать представителей армии, совершавших военные преступления.
Попыткам Словакии вступить в НАТО мешало то, что лидеры страны преследовали политическую оппозицию. Путин усиливает свое влияние в НАТО в тот момент, когда в стране идет атака на последние независимые теле- и радиостанции.
Польша увеличила свои шансы на вступление в НАТО, поддержав борьбу за демократию и главенство закона в Белоруссии и Украине. Россия создает союз с белорусским лидером, в то время как Соединенные Штаты говорят, что Лукашенко расстреливает политических соперников.
Конечно, Россия ? это не Советский Союз. Она добилась прогресса в деле построения демократического гражданского общества и пристыдила циников, которые предрекали ей совсем иную судьбу. Если совсем не подпускать ее к альянсу, невозможно будет реализовать цели расширения НАТО на восток. В этом случае НАТО бы дало понять, что у сообщества государств, для которых демократия и уважение к правам человека являются нормой ? его часто ошибочно называют ?Западом? - на самом деле есть фиксированная восточная граница, начинающаяся у российского порога. Тем не менее нельзя превращать НАТО в такую организацию, какой хотят ее сделать многие россияне ? аморфное учреждение, куда приняты все и где никто не должен выполнять никаких обязательств. Десять лет назад Михаил Горбачев назвал такой вариант ?общеевропейским домом?.
Поэтому, празднуя новые партнерские отношения с Россией, НАТО не следует опасаться постоянно и открыто задавать неприятные вопросы российским дипломатам и военным, требовать активнее проводить уголовные расследования по фактам преступлений в Чечне, требовать предоставить доступ международным наблюдателям и организациям, следить за тем, чтобы альянс никогда не сотрудничал с российскими воинскими частями и офицерами, замешанными в военных преступлениях. И разумеется, НАТО не должно бояться требовать, чтобы Россия соблюдала такие же стандарты, как, например, Латвия или Болгария.