Администрация Буша отвлеклась на вторжение в Ирак и оккупацию и игнорирует гораздо более серьезную угрозу американской безопасности, исходящую от ядерных материалов, которые необходимо взять под охрану раньше, чем они попадут в руки террористов. Такой вывод с неизбежностью следует из нового доклада, в котором документируется медленный темп наращивания мер защиты на слабо охраняемых объектах по всему миру.
Доклад, подготовленный специалистами факультета государственной службы Гарварда, впрямую не возлагает на вторжение в Ирак вину за ослабление усилий. В нем просто отмечается, что за два года, прошедшие после терактов 11 сентября, обеспечена безопасность меньшего количества ядерных материалов, чем до них. Это печальный факт в контексте того, что президент Буш энергично выступает за укрепление ядерной безопасности, а США сделали больше, чем любое другое правительство, для предотвращения угрозы.
Наиболее правдоподобное объяснение сводится к тому, что администрация так сильно сосредоточилась на Ираке, не представлявшем ядерной угрозы, что у нее почти не осталось энергии на реальные опасности. Гарвардские эксперты заявили: если бы одна десятая усилий и ресурсов, потраченных в прошлом году на Ирак, была потрачена на обеспечение безопасности ядерных материалов, где бы они ни находились, работу можно было бы завершить очень быстро.
К счастью, администрация начинает наращивать усилия хотя бы в одной важной сфере. На этой неделе министр энергетики Спенсер Абрахам объявил о начале программы стоимостью 450 млн долларов по возвращению ядерных материалов, которые США и Советский Союз раздавали по всему миру для научных исследований.
Высокообогащенный уран находится примерно на 130 исследовательских реакторах более чем в 40 странах, где их нередко охраняют лишь ночные сторожа и практически не существующие ограждения. На десятках этих объектов достаточно материалов для создания бомбы. Наращивание усилий по их возвращению приветствуют организации, стремящиеся контролировать ядерное распространение, но многие эксперты предупреждают, что необходимо еще ускорить процесс, на завершение которого уйдут годы.
Наиболее опасным местом остается Россия, где огромные запасы ядерного оружия и материалов для производства оружия стали уязвимыми для краж и контрабанды после распада СССР. Хотя США и Россия сотрудничают в рамках программы по охране опасных материалов и ликвидировали несколько самых вопиющих проблем, лишь одна пятая часть опасных ядерных материалов защищена адекватными мерами безопасности, и это возмутительно. Процесс замедляют столкновения из-за американской оценки важнейших объектов и споры о том, кто будет платить в случае аварии.
Между тем начатая странами "большой восьмерки" кампания по предотвращению распространения оружия массового уничтожения набирает скорость очень постепенно, несмотря на обещание выделить 10 млрд долларов со стороны США и 7 млрд долларов - со стороны других стран.
Ускорение процесса потребует постоянного личного внимания президентов Джорджа Буша и Владимира Путина, у которых достаточно власти, чтобы смести бюрократические препоны. Они должны сделать эту проблему приоритетной на июньском совещании "большой восьмерки".