При всех проблемах, с которыми сталкивается сейчас НАТО, на предстоящем саммите в Стамбуле блок может праздновать триумф. Семь стран от Балтийского до Черного моря завершили процедуру вступления и в этот раз впервые будут присутствовать на саммите НАТО в качестве полноправных членов.
Это - наряду с предшествовавшим вступлением в НАТО трех стран Центральной Европы - представляет собой величайшую стратегическую, политическую и моральную победу альянса за всю 55-летнюю историю его существования. Более того, это очень хорошая основа для будущего НАТО, потому что теперь его основные миссии будут располагаться к востоку от новой границы альянса, за Черным морем.
Предсказания, что после расширения НАТО превратится в не имеющий реальной политической силы орган типа ОБСЕ, смолкли, опровергнутые успехами новых стран-членов. Их участие значительно способствует политическому сплочению альянса, в то время как это качество на более старом, западном фланге уже несколько утрачено.
Культура компромисса и консенсуса с противниками западных ценностей, похоже, просачивается в альянс через давних союзников. Как иначе объяснить предложение, исходившее от правительств некоторых стран Западной Европы, чтобы НАТО направил особое приглашение президенту России Владимиру Путину, что, по их мнению, должно обеспечить "успех саммита"?
По правде говоря, вступление в альянс семи новых стран и заявки на вступление от еще приблизительно такого же количества стран, помогают дать истинную оценку жизнеспособности и притягательности альянса. Кто может утверждать, что НАТО действительно нуждается во встрече с реставратором российской автократии для демонстрации успеха альянса.
Некоторые, очевидно, думают именно так, о чем говорит настойчивость, с которой генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер пытается обеспечить присутствие Путина на предстоящем стамбульском саммите. 8 апреля во время визита в Москву руководитель НАТО впервые заявил об этом приглашении публично, и с тех пор неоднократно озвучивал его, самый последний раз - 17 мая в своей речи в Брюсселе, где он сказал: "Я надеюсь, что условия позволят ему приехать в Стамбул".
Мы не знаем, что это за условия, но мы знаем, что Путин строит из себя недотрогу. Он говорит, что обдумывает это приглашение, но что советники отговаривают его от участия в саммите. Перевод: условия недостаточно хороши, и нуждаются в улучшении.
Условия Путина заключаются в том, что он настаивает на терпимости по отношению к нарушениям Россией принятого в 1999 году Договора об обычных вооружениях в Центральной Европе, но при этом в отношении трех Балтийских стран требует его ратификации, предусматривающей наложение на них ограничений.
Одобренный на саммите ОБСЕ 1999 года в Стамбуле договор об обычных вооружениях и документ, называемый "Стамбульское соглашение", представляют собой двойной договор. Каков же сводный баланс между Стамбулом-1999 и Стамбулом-2004? Если вкратце, вот пункты договора, не осуществленные по сей день:
* Установить твердую и реально выполнимую дату (например, 3 лет было бы вполне достаточно) закрытия российских военных баз Батуми и Ахалакалаки в Грузии.
* Закрыть базу Гудаута, которую Россия должна была закрыть еще в 2001 году ( с того времени России предлагалось в качестве альтернативы передать базу наблюдательной миссии ООН в Абхазии).
* Вывести войска из молдавского Приднестровского района Молдавии - Россия должна была завершить эту процедуру к 2002 году.
* Ликвидировать боезапасы ("неупомянутые в тексте ограниченные договором вооружения и техника"), размещенные в Абхазии и Приднестровье, а также в Карабахе.
Договор имеет юридическую силу с момента заключения, обязательства в связи с договором имеют "политическую силу", чтобы это не значило. Для Москвы, судя по всему, никакой документ не имеет силы - если только Запад не даст ясно понять, что договор обязателен по определению.
Российские дипломаты хотят, чтобы блок НАТО:
* Отказался от взаимосвязи между ратификацией Договора об обычных вооружениях в Центральной Европе и выполнением условий Стамбульского договора.
* Согласился довольствоваться обещаниями России выполнить некоторые из этих возмутительных обязательств в неопределенном будущем, а от некоторых требований по договору - отказался вообще.
Некоторые из правительств Западной Европы проявили признаки готовности следовать этому сценарию. Некоторые призывают Грузию и Молдавию согласиться с сохранением России базы Гудаута и "миротворческих сил" в Приднестровье.
На саммите ли, или на каком-нибудь еще форуме НАТО, альянс не может избежать обращения к вопросу о миротворцах и разрешении конфликта. Спустя тринадцать лет после распада Советского Союза, миротворческая миссия в этом регионе остается монополией Москвы, что только тормозит политическое решение конфликтов.
Два года назад НАТО и США были настроены осуществлять миротворческие операции по разрешению конфликта в Молдавии, Грузии, Армении и Азербайджане совместными усилиями с Россией. Эти намерения были соответствующим образом закреплены в совместных коммюнике саммитов Россия - США и Россия -НАТО в мае 2002 года. Однако с тех пор об этих намерениях никакой дальнейшей информации не поступало.
Разумеется, силы и ресурсы США сейчас разбросаны по всему миру. Но есть серьезные доводы в пользу того, чтобы европейские союзники взяли на себя ведущую роль в миротворческих операциях в черноморском и кавказском регионах - преддверьи Европы.
Европейские союзники НАТО ссылаются на недостаток боеготовых войск. В любом случае миротворческие операции в этих регионах не должны являться ни широкомасштабными, ни преобладающе военными. Напротив, они должны быть компактными и с основным упором на гражданский аспект сохранения мира.
США, НАТО и Евросоюз руководствуются стратегическими и демократическими мотивациями. Одновременно с этим у них есть средства, чтобы осуществить трансформацию миротворческого процесса в этом регионе, находящемся на пересечении путей на Ближний Восток и в Европу. Это должно быть приоритетом Европы и Атлантики. Программа саммита НАТО будет неполной, если она не будет включать в себя этого обязательства.