Просьба об экстрадиции российского гражданина для суда по делу об убийстве Александра Литвиненко вызвала возбужденные разговоры о состоянии британо-российских отношений. Мало кто из обозревателей, похоже, удержался, чтобы не взглянуть на этот вопрос с точки зрения холодной войны. В зависимости от той или иной точки зрения получается, что отношения двух стран либо охладились, либо замерзли полностью.
Большинству россиян, включая тех, кто вырос в условиях свобод и возможностей посткоммунистической эпохи, кажется, что такое отношение совершенно не соответствует реальному опыту России и ее устремлениям. Россия входит в "большую восьмерку" - в число ведущих демократических стран. Она участвует в решении различных международных вопросов: от распространения ядерных технологий до климатических изменений. И мне крайне сложно примирить звучащие в СМИ рассуждения с действительностью.
Стоит кратко напомнить о причине воцарившегося волнения - о смерти Александра Литвиненко. Как дал понять российский президент, выступив с недвусмысленным осуждением произошедшего, это гнусное преступление. В любом случае оправдания этому убийству быть не может, абсолютно никакого оправдания. Как британские, так и российские власти начали расследовать смерть Литвиненко, и российская сторона оказала полную поддержку Скотланд-Ярду.
Несколько дней назад британский генеральный прокурор призвал Россию выдать Андрея Лугового Великобритании для предъявления ему обвинений. Как и во многих других странах, наша конституция категорически запрещает экстрадицию своих граждан для суда в других странах. Генеральный прокурор России ожидает материалов по делу, свидетельствующих против Лугового, чтобы на их основании принять решение о дальнейших действиях. Доказательства против него всегда могут быть использованы в российском суде.
Но важнее всего, как четко заявил первый вице-премьер России Сергей Иванов, тот факт, что это дело остается сугубо юридическим вопросом: "У нас есть суд и прокуратура - независимые от исполнительной власти органы, которые получат материалы и дальше будут принимать независимое решение".
Конечно же, этот принцип действует в обе стороны. Российские власти потребовали экстрадиции из Великобритании Бориса Березовского и Ахмеда Закаева. Березовский разыскивается у себя на родине в связи с присвоением денежных средств и мошенничеством, в частности, он обвиняется в хищении 214 млн рублей (4,2 млн фунтов) национальной авиакомпании "Аэрофлот". Закаева обвиняют в террористической деятельности, в том числе в связи с убийством 120 человек, погибших в ходе захвата заложников в московском театре.
Как бы неприятно это ни было, нам все же необходимо уважать решение британского суда, постановившего не выдавать этих людей, пусть даже им предъявлены весьма серьезные обвинения. Российские правоохранительные органы по-прежнему считают их виновными, и мы продолжим работать вместе с британским правосудием, чтобы эти люди предстали перед судом. Однако это вовсе не означает новой холодной войны.
Невозможно спорить, что сегодняшняя Россия значительно отличается от страны, возникшей в постсоветский период, десять лет назад. Российская экономика, по темпам роста опережающая остальные государства "большой восьмерки", в течение нескольких лет должна выйти на шестое место в мире. Именно Великобритания - одна из основных стран, получающих выгоды от экономических успехов России. Британия возглавляет список международных инвесторов в России: лишь за 2006 году она инвестировала 7 млрд долларов. Объемы российско-британской торговли за первые 11 месяцев 2006 года выросли на 28,2% по сравнению с тем же периодом 2005 года.
Мне кажется, мало кто за рубежом осознал все масштабы изменений, произошедших в России за столь короткое время. Но было бы совершенно неправильным считать это возрождением российского влияния или угрозой стабильности в регионе. Энергетические ресурсы не являются инструментом российской политики. Мы нуждаемся в покупателях так же сильно, как они нуждаются в поставщиках. Российский президент верно упомянул об опасностях одностороннего подхода со стороны США: у нас есть право выступать против американских планов по размещению ракет в нарушение существующих договоров. И вполне понятно, что уничтожение военных памятников в соседних странах вызовет возражения, учитывая количество павших на полях сражений Второй мировой войны. Эти вопросы и ответы на них со стороны России не означают возобновления конфронтации. Напротив, происходящее показывает, что Россия защищает свои интересы средствами нормальных международных отношений.
Ирония судьбы в том, что новым местом в мире Россия обязана как раз тому факту, что является демократической страной, живущей по законам, страной с процветающей свободной рыночной экономикой, и об этом надо помнить всем, кто все еще чувствует себя неуверенно из-за участия России в мировой экономике и успешного перехода к многополярному миру. И именно поэтому фундаментальной угрозы британо-российским отношениям нет и возврата к холодной войне быть не может.
Юрий Федотов - российский посол в Великобритании.