Теперь и сфера искусства в России обзавелась своим Ходорковским. Андрею Ерофееву, по-боевому настроенному заведующему отделом новейших течений Третьяковской галереи, было предъявлено обвинение московской прокуратурой в связи с тем, что одна из организованных им выставок под названием "Запретное искусство" сеяла "межрелигиозную рознь". Ерофеев представил в прошлом году в Московском центре имени Сахарова политико-сатирические, скабрезные, богохульные работы, которые из-за своего содержания были сняты с различных выставок - при этом работы были помещены за защитные экраны с небольшими глазками, что превращало посетителей в вуайеристов.
Эти инсталляции - библейские сцены, в которых спаситель изображен с головой Микки-Мауса, а на одной иконе лик Мадонны заменен икрой, плакат с рекламой ресторана McDonald's с фигурой Иисуса - оскорбили религиозные чувства по меньшей мере 160 человек, подписавших петицию, которая послужила основным доказательством вины Ерофеева для ведущего это дело следователя Коробкова. Эффект подсматривания в замочную скважину еще больше увеличил разлагающую силу этих произведений, утверждает тщеславный молодой чиновник, который сам на выставке не был.
Речь идет о претензиях Русской православной церкви на монополию в том, что касается сакрального языка картин, и эти притязания поддерживают государственные власти. Дело Ерофеева, который уже дал подписку о невыезде, а также его соратника по борьбе, директора Музея и Общественного центра имени Сахарова Юрия Самодурова, которому 10 дней назад было вынесено обвинительное заключение, должно стать своего рода "показательной поркой". Следователь Коробков искренне пообещал Ерофееву, что будет собирать обличающий его материал с каждой новой выставки политико-сатирического соц-арта. При этом он следует лишь соответствующим рекомендациям "сверху".
Блюститель порядка Коробков, молодой человек атлетического телосложения, мистическим образом сам походит на театрального персонажа. Молодой юрист обучался мастерству у нынешнего адвоката Ерофеева, а затем поменял ворота. Подзащитного своего ментора Коробков считает преступником, который виновен во всплеске ненависти у верующих, поскольку представленные им произведения разлагающим образом подействовали на их подсознание. Его поражает небрежная работа обвинения, признается Андрей Ерофеев, который рассчитывает на административное наказание. Хотя в процессе над Ходорковским, который был инсценирован для запугивания остальных, слабость аргументации со стороны обвинения не привела к смягчению приговора.
Сердце Андрея Ерофеева отдано карнавальному искусству. Представленному, например, скульптурой Леонида Сокова "Памятник" - отлитые из железа три буквы, образующие при прочтении нецензурное слово - или его же фотомонтажом принимающей душ Венеры, на тело которой вместо воды льется нефть, или сценкой анального соития генерала с солдатом, сопровождаемой подписью внизу: "Слава России!" Как объясняет сам Ерофеев, подобные произведения трактуют реальность правдоподобным, современным языком и освобождают ее от господствующего молоха, высмеивая его. Однако российские музеи больше не потерпят подобных вольностей. Поскольку по конституции цензура запрещена, ей на смену придет самоцензура. "Запрещенное искусство" было исключено из различных выставок в результате произвола ответственных лиц музеев.
Общество, которое лишается современного художественного языка, двигается в направлении фашизма и сталинизма, предостерегает Ерофеев. Он призывает в главные свидетели Путина, благодаря личному вмешательству которого выставка сатирического соц-арта была проведена прошлой осенью в Париже. Организованная Ерофеевым по приглашению галереи Maison Rouge выставка лишилась дюжины экспонатов по распоряжению руководства Третьяковской галереи, которое по всей видимости очень беспокоилось об имидже России на Западе. Тогдашний министр культуры Соколов назвал "порнографией" изображение двух целующихся на фоне зимней березовой рощицы милиционеров (авторство принадлежит "Синим носам").
Новый министр культуры Авдеев, который в то время был послом РФ в Париже, продемонстрировал себя, в отличие от Соколова, сторонником современного искусства, уверяет Ерофеев. Вступив в новую должность, Авдеев утверждал, что будет защищать культуру от "лохматой лапы" цензуры. В свою бытность заместителем министра иностранных дел, проживавший тогда в России Авдеев, которого Московский Патриархат считает своим союзником, был известен как патриотически настроенный радетель православных ценностей. Путин, постоянно совершенствовавший систему предупредительного послушания в православном обличии, сбитый с толку вопросом своего коллеги Саркози, дал зеленый свет проведению за границей выставки российского сатирического искусства. Но и в российской столице, где сегодня запрет на те или иные картины элегантно осуществляется невидимой рукой, можно спокойно отказаться от лохматого кулака цензуры.