Ввиду галопирующего роста цен на продукты правительство России разрабатывает закон о продовольственной безопасности
Российские потребители стонут. Последствия мирового дефицита продовольствия уже ощущаются в Москве. При этом выбор в магазинах велик, как никогда прежде в российской истории. Тем не менее, опасения внушает стремительная инфляция. В апреле цены на основные пищевые продукты выросли на 6,4%, в Европе за то же время - на 1,8%.
Более 40% россиян считают сильно возросшие ежедневные траты самой большой национальной проблемой. До сих пор 20% самых бедных граждан тратили 60% своего дохода на продовольствие. Теперь им придется раскошелиться еще больше.
Чтобы предотвратить социальные беспорядки, Алексей Гордеев, министр сельского хозяйства, предложил принять закон о продовольственной безопасности. Он предусматривает регулирование цен на основные продукты питания и предполагает многократно увеличить субсидирование аграрного сектора. Кроме того, для самых бедных должны быть введены продовольственные карточки.
Ответственность за рост цен президент Дмитрий Медведев возлагает на глобальный продовольственный кризис. Однако существует одна деталь, о которой Кремль умалчивает: обострение положения с продовольствием - это еще и последствие пренебрежительного отношения к собственному аграрному сектору, а также недостаточной конкурентоспособности сельского хозяйства.
Россия входит в число крупнейших импортеров продовольствия в мире. Она ввозит 46% всех продуктов и сельскохозяйственных товаров. Перерабатывающая промышленность также завязана на иностранное сырье. В крупных городах зависимость от импорта достигает даже 85%. Три четверти потребляемого в стране мяса и половина растительного масла закупаются за границей. Это делает Россию очень восприимчивой к последствиям мирового дефицита.
Правда, за последние годы, благодаря притоку нефтедолларов, уровень жизни значительно подрос. Однако за период с 2000 по 2006 год импорт сельскохозяйственной продукции тоже вырос, причем втрое. Тенденция сохраняется. Основную причину эксперты видят в продолжающемся упадке в аграрном секторе. Сегодня российские крестьяне производят вдвое меньше мяса и молока, чем в 1990 году. Для того чтобы, несмотря на высокие цены, удовлетворить растущий спрос, Россия снизила импортные пошлины. Крестьяне недовольны, ведь продукция собственного производства теряет свою конкурентоспособность. В долгосрочной перспективе России грозит опасность вынужденно потратить на импорт нефтедоллары, предназначенные на национальные проекты.
Низкая норма прибыли в сельском хозяйстве кажется на первый взгляд непонятной. Ведь Россия располагает 55% самых плодородных черноземов мира. Но проблемы кроются не в качестве посевных площадей. Сельскохозяйственная отрасль страдает от нехватки рабочих рук и современной инфраструктуры. Прежде всего, для крестьян все еще не существует прозрачных кредитов. А это основное условие успешной экономики, потому что российским фермерам в отличие от их европейских коллег на субсидии рассчитывать практически не приходится.
Спад производства связан также с поднявшимися ценами на землю. Банки и концерны сгоняют крестьян с их земель и заставляют сельхозпредприятия продавать свои площади за бесценок. Поблизости от больших городов пахотные земли превращаются в строительные площадки и сулят огромные прибыли. В течение последних трех лет банкротству подверглось более 11 тысяч государственных предприятий и колхозов. 13 тысяч деревень опустело, в 50 тысячах осталось по несколько человек.
Для противодействия незаконному изгнанию было сформировано движение "Крестьянский фронт". Его председатель Дмитрий Ларионов считает, что рейдерство на селе сегодня реализуется как национальный проект - "с тем же размахом и при всемерной административной поддержке". У России немало проблем с национальной безопасностью.
Также по теме:
Изъян экономического бума (Newsweek)
Экономика из глины (Newsweek)