Защитник СМИ получает послабление, но преграды остаются
Самая высокая судебная инстанция России вынесла вердикт в пользу главы образовательного фонда для журналистов по делу, которое выглядело как пример давления Кремля на гражданское общество и свободу прессы.
Манане Асламазян, которая руководила фондом "Образованные медиа", были в прошлом году предъявлены обвинения в контрабанде за то, что она ввезла в Россию 9500 евро (15 тысяч долларов) без соответствующей декларации.
Защитники прав человека и западные правительства рассматривали обвинения по уголовной статье как предпосылку к закрытию организации, которой она руководила.
Адвокат назвал принятое во вторник решение Конституционного суда РФ знаком того, что преследование российскими властями инакомыслящих и независимых групп при новом президенте, Дмитрии Медведеве, ослабевает. Но другие активисты были более сдержаны и отметили, что свидетельства оттепели немногочисленны.
Финансируемый с помощью грантов правительств США и Европы фонд "Образованные медиа" проводил образовательные программы для российских журналистов в период усиления контроля Кремля над СМИ и неправительственными группами, в особенности теми из них, которые получают иностранную поддержку.
Фонд "Образованные медиа" закрылся около года назад, после того как власти, расследовавшие дело о контрабанде, изъяли записи и компьютеры. Асламазян, которой были предъявлены уголовные обвинения, бежала из России. В начале этого года налоговые инспекторы начали расследование дела об уклонении фонда "Образованные медиа" от уплаты налогов.
Десятки выдающихся российских журналистов, прошедшие обучение в фонде Асламазян, открыто обратились к российским властям с призывом вмешаться в дело. Но до вторника явной реакции на обращение не поступало.
Вынесенное во вторник решение объявило противоречащим конституции закон, который позволяет обвинителям предъявить Асламазян обвинения в контрабанде по уголовной статье вместо обвинений в административном правонарушении за попытку ввоза незадекларированной валюты. Манана Асламазян утверждает, что она не сообразила, что сумма в евро, которую она везла, превышает 10 тысяч долларов и потому требуют декларирования.
В телефонном интервью из Парижа Асламазян приветствовала решение и сказала, что надеется вернуться в Россию, как только с нее будут официально сняты уголовные обвинения.
Адвокат Асламазян Виктор Паршуткин назвал решение знаковым и добавил, что теперь "у нас новый президент, который не служил в ФСБ (службе безопасности) и обладает либеральными взглядами".
Другие наблюдатели не были столь оптимистичны. "Это хороший признак, - отметил руководитель "Фонда защиты гласности" Алексей Симонов. - Но главная цель все равно достигнута - организация закрыта".
Асламазян заявила, что не собирается воссоздавать "Образованные медиа" - сотрудники фонда нашли другую работу.
Назвав выдвинутые против группы обвинения в уклонении от уплаты налогов "абсурдными", она добавила, что ничто не указывает на то, что по ним будет достигнуто урегулирование в скором времени.