В последние недели российская и украинская пресса постоянно упоминают о Сталине, пишет обозреватель The Guardian Колин Грэхем. Многие комментарии и репортажи касаются Парада Победы на Красной площади, когда мэр Москвы Лужков был вынужден отказаться от идеи вывесить портреты Сталина, говорится в статье.
Тем временем компартия Украины открыла памятник Сталину в Запорожье и до конца года планирует поставить еще два. "Мало того, - замечает корреспондент, - президент Медведев решил, что хочет ездить не на "мерседесе", как сейчас, а на лимузине советских времен марки "ЗИЛ".
Но делать из этого вывод, будто российские и украинские лидеры хотят возродить сталинские времена, - это верхоглядство, считает обозреватель. "Сегодня в России или Украине сталинизм - намного более отдаленная перспектива, чем в 1996 году", когда Ельцин едва не проиграл на президентских выборах коммунисту Зюганову, полагает Грэхем.
Когда на прошлой неделе Guardian назвала идею Медведева пересесть на "ЗИЛ" признаком ностальгии по СССР, она проигнорировала тот факт, что Медведев решительно денонсирует все попытки вернуть Сталину добропорядочный имидж. Вдобавок "мерседес" тоже нельзя назвать милым и безобидным автомобилем. Просто лидеры имеют тенденцию ездить в машинах, которые громко воспевают их власть, изрыгая отработанные газы. Когда по российским улицам проезжал кортеж, например, Блэра, движение перекрывалось, но, несмотря на эти антиобщественные проявления, обвинения в сталинизме не звучали, замечает корреспондент, призывая западную прессу не совершать "типично сталинистское преступление намеренного забвения".