"Вместо молота - скальпель": так характеризует Le Temps разницу между Бараком Обамой и его предшественником Джорджем Бушем. "Одна политика глубоко реалистична, другая - основана на идеализме, наводящем на мысль об однополярном мире". Вчера Барак Обама представил новую доктрину национальной безопасности, которая знаменует собой разрыв с эпохой Джорджа Буша, пишет корреспондент Стефан Бюссар. В этом документе Обама дистанцируется от идеи "гипердержавы", признавая, что США больше не могут себе позволить вести бои на всех фронтах. Администрация Обамы возвращается к мультилатерализму, считая должным расширять сотрудничество с другими государствами и международными институтами. Иллюстрация такого стратегического разворота - возобновление отношений с Россией, важным партнером в вопросах Афганистана и Ирана.
Доктринальные перемены выражаются также в языке: речь идет теперь не о "войне с терроризмом", а о войне против "Аль-Каиды", и врагов Америки больше не будут называть "джихадистами" или "исламистами", чтобы не создавалось впечатление, будто они защищают святое дело, - в действительности они просто-напросто убийцы, передает издание слова советника президента Джона Бреннана.
Теперь американское правительство опасается "индивидуального" терроризма. Кроме того, Вашингтон продолжает считать одной из основных угроз ядерное оружие, поэтому столь большое значение Обама придает денуклеаризации, подчеркивает автор материала. Новая стратегия учитывает и другие угрозы: кибератаки, потепление климата, чрезмерную зависимость от нефти. Представляя доктрину в Brookings Institution, Хиллари Клинтон подчеркнула, что США должны быть сильны изнутри, чтобы быть сильными за рубежом.
"Впрочем, стратегический разворот нельзя назвать полным, - признает автор статьи. - Президент не готов отказаться от возможности не предоставлять правосудию информацию по некоторым делам террористов. Или отказаться от мысли о военном превосходстве Америки. Белый Дом сохраняет за собой возможность превентивных атак, но только после того, как все другие варианты будут испробованы". Барак Обама "не отказывается от мысли о продвижении демократических ценностей там, где считает нужным", подытоживает Бюссар.