Специальный корреспондент Le Monde Жан-Филипп Реми продолжает свой репортаж из дамасского района Джобар, где силы повстанцев вот уже несколько месяцев ведут затяжные уличные бои с правительственными войсками.
Автор публикации напоминает, что в феврале 2012 года подразделения Свободной сирийской армии (ССА) и повстанческих группировок вроде "Джабхат аль-Нусра" прорвали линии обороны правительственных войск на востоке Дамаска и продвинулись вглубь столицы. Однако в июле 2012 года "первая битва за Дамаск" закончилась быстрым поражением повстанцев. В последующие месяцы сирийская армия перешла в контрнаступление, оттеснив бригады противников режима в область Гута, но в начале 2013 года повстанцы сумели переломить ситуацию и снова закрепиться на окраинах Дамаска, сконцентрировав силы в квартале Джобар. Предполагалось, что данная операция, получившая название "Армагеддон", станет последним ударом по режиму Башара Асада, говорится в статье.
Однако Дамаск так и не стал полем окончательной победы противников Асада, сообщает журналист. Бригады повстанцев остановились в двух шагах от площади Аббассидов - транспортной артерии, ведущей в самое сердце сирийской столицы, которая оказалась для них неприступной.
Войска лоялистов готовы сражаться за каждый клочок земли, не сомневается корреспондент. К тому же у них в резерве элитные части и соединения, например, 4-я дивизия под командованием родного брата Асада. Абу Мухаммад аль-Курди, генерал сирийских ПВО, переметнувшийся на сторону повстанцев, полагает, что для обороны города в столице обустроили примерно 60 укрепленных пунктов.
Кроме того, правительственная артиллерия не прекращает обстреливать места сосредоточения повстанцев. Ее батареи расположены на горе Касьюн, и, прежде чем взорваться в районе Джобар, снаряды со свистом пролетают над столицей, сообщается в публикации. "Благодаря союзникам режима - Ирану и России - чего-чего, а снарядов у лоялистов хватает", - пишет спецкор.
В настоящий момент войска Асада воздерживаются от массированного наступления, предпочитая изматывать противника боями за каждый дом и изнуряющими артобстрелами. "Чтобы попасть в центральные кварталы Дамаска, повстанцы из бригады "Тахрир аль-Шам" должны пройти еще через несколько жилых массивов и штурмом взять огромные здания, стоящие на открытой местности, - передает Реми. - Это череда непреодолимых препятствий".
Повстанцы не могут выйти с узких улочек Джобара на широкие магистрали, потому что их патрулирует бронетехника противника, а у солдат из "Тахрир аль-Шам" всего один противотанковый гранатомет M79 на всю бригаду. "Казалось бы, западные страны должны понимать, что нам для победы в войне нужно противотанковое оружие", - удивляется командир бригады Фираз Биттар.
Обходя передовые позиции повстанцев в районе Джобар, корреспондент встретил там члена группировки "Джабхат аль-Нусра", который приехал в Сирию из другой страны вместе с 15-летним сыном; боевика из ливанской "Хизбаллы", по непонятным причинам перешедшего на сторону заклятых врагов, и даже мусульманина-алавита.
Есть иностранцы и среди лоялистов. Солдаты повстанческих бригад показали корреспонденту фотографии афганских, иракских и иранских паспортов, найденных у убитых с противоположной стороны. "Можно подумать, что интернационал наемников несет на себе всю тяжесть боев на стороне правительства в тех местах, где солдаты гибнут как собаки, сохраняя самые лучшие, эффективные и верные подразделения режима для следующих фаз конфликта", - поражается Реми.
"Чтобы продвинуться вглубь Дамаска, нужно время, много времени, - приводит корреспондент слова одного из повстанцев. - Если иранцы, иракцы и другие шииты придут в Сирию сражаться против нас, то да поможет нам Всевышний".