Когда Тони Блэр гостил у Владимира Путина, главы государств говорили о том, как увеличить объемы торговли и западных инвестиций, как заставить российскую экономику развиваться активнее. Сразу же после премьер-министра Москву покинула еще одна делегация, результаты поездки которой оказались скромнее. После трех недель безуспешных попыток договориться о новом standby кредите домой отправилась команда переговорщиков из МВФ. Сигнал тревоги, сработавший после этого провала, зазвенел по всему российскому бизнес-сообществу. По словам бывшего заместителя министра финансов Олега Вьюгина, в феврале Россия может объявить дефолт по своим долгам Парижскому клубу государств-кредиторов. Это создаст катастрофическую неуверенность в деловой среде и подорвет усилия президента Владимира Путина по привлечению больших объемов западных инвестиций. Неожиданный сигнал тревоги прогремел как раз в тот момент, когда ситуация в российской экономике стала улучшаться. Москва заявила о том, что в 2001 г. хочет получить $1,75 млрд кредитов. Эта сумма примерна равна сумме выплат по кредитам МВФ, приходящимся на следующий год.
МВФ неудовлетворен тем, что недостаточно активно проводятся структурные реформы, необходимые для того, чтобы поддержать нынешние темпы повышения объемов производства. Переговорщики не считают нынешний экономический подъем в России реальным, с их точки зрения он основан на высоких ценах на нефть и привел к чувству самоуспокоенности, связанного с ростом объемов внутреннего производства, причиной которого является падение рубля, произошедшее в 1998 г.
Тем не менее в экономике наблюдается подъем. Возможно, что в текущем году рост составит 7%, а в следующем снизится до 4%. Таким образом экономика будет расти уже три года подряд после многих лет спада, наблюдавшегося со времени развала Советского Союза. Активное сальдо торгового баланса в первые девять месяцев текущего года практически удвоилось и составило $44,4 млрд. Общий оборот внешней торговли по сравнению с аналогичным периодом 1999 г. повысился на 33%.
В последние дни начал укрепляться рубль. Но МВФ беспокоит то, что Россия никак не пользуется преимуществами, возникшими в результате неожиданно благоприятных внешних условий, особенно высокой цены на нефть. В фонде считают, что высокие темпы роста создают риск нового витка инфляции, и что министерство финансов делит шкуру неубитого медведя. В бюджет будущего года вписано как минимум $3 млрд средств, которыми министерство не располагает и которые могут свалиться с неба только в качестве высоких нефтяных прибылей.
Если мировые цены снизятся, России либо придется сразу же объявлять дефолт по своим долгам, либо сокращать бюджет, что приведет к опасным социальным последствиям. В прошлом году МВФ отказался выделять России запланированный кредит в $4,5 млрд, потому что Россия не начала проводить достаточное количество структурных реформ. Члены российского правительства признают, что в настоящее время страна не нуждается в новых кредитах, поскольку экономика держится на плаву за счет высоких цен на нефть, но утверждают, то стране нужно принять меры предосторожности и договориться о standby кредите. Переговоры об этом кредите начались в мае.
В августе общая сумма неуплаченных долгов России фонду составляла $12 млрд.
Общая сумма внешнего долга России равна $150 млрд. Страна отчаянно нуждается в пересмотре условий платежей Парижскому клубу, приходящихся на 2001 г. Команда МВФ одобрительно отозвалась о первых шагах в области налоговой реформы и стремлении Путина к введению новых законов об инвестициях, но ее беспокоит то, что правительство не добилось никакого реального прогресса в принятии новых законов об инвестициях и в области реформы судебной системы, которая необходима для того, чтобы повысит уверенность инвесторов.
Кроме того, банкиров тревожит то, что Путин, похоже, не собирается предоставлять больше независимости Центральному банку, а наоборот хочет усилить контроль над ним со стороны правительства. Весь российский банковский сектор остро нуждается в реформе, но это чревато конфликтом между Путиным и некоторыми влиятельными магнатами, а президент видимо не готов к конфронтации.
Основная причина нынешнего российского роста - падение рубля, произошедшее в 1998 г. и способствовавшее росту внутреннего производства за счет снижения объемов импорта. Однако многие возможности, появившиеся в результате девальвации, были упущены. Высокие цены на нефть успокоили российских финансистов, создав ложное ощущение безопасности.
Чиновники пытаются развеять опасения, возникшие в связи с отъездом команды МВФ. Во вторник министерство финансов заявило о том, располагает суммой в $46,25, необходимой для того, чтобы 27 ноября расплатиться по евробондам. Ожидается, что в ноябре инфляция снизится до 1,7%, в то время как в октябре она составила 2,1%. На прошлой неделе в правительство были переданы документы, согласно которым доходы федерального бюджета будут на 300 млрд рублей выше запланированных, избыток в 96,6 млрд рублей можно будет использовать вместо вписанных в бюджет иностранных кредитов.
Четвертая хорошая новость, с помощью которой чиновники пытаются ободрить инвесторов, состоит в том, что объемы добычи нефти - основы российского экспорта - к 2010 г. должны увеличиться на 335 млн тонн, а к 2020 г. - на 360 млн тонн.
Министр финансов Алексей Кудрин признал, что между правительством и командой МВФ возникли фундаментальные противоречия, особенно в вопросе о ценах на нефть, но подчеркнул, что соглашение все-таки может быть достигнуто, и что Россия готова сотрудничать по "реалистичной программе". Он добавил, что рассчитывает на то, что Парижский клуб согласится на техническую отсрочку платежей.
Если этого не произойдет, и если Путину не удастся провести серьезные структурные реформы, которые МВФ и западные инвесторы считают необходимыми, шансов на реальные перемены в экономике практически не будет, а нынешний рост быстро сойдет на нет.
И тогда вера в реформаторские устремления Путина быстро угаснет. Блэр может обнаружить, что его активные контакты с новым российским лидером ни к чему не привели.