Почти на каждой автобусной остановке можно увидеть рекламный плакат нового русскоязычного телеканала "Израиль-плюс". На плакате изображены дедушка и внук. Оба в военной форме. Они улыбаются и обнимают друг друга. Дедушка - ветеран Второй мировой войны, на его красноармейской куртке много медалей. Внук одет в форму Сил обороны Израиля. "Мы живем здесь каждый день", - таков девиз нового канала. Конечно, ссылка на СОИ - наилучший способ передать смысл этого лозунга.
Несколько лет назад многие бы сочли кампанию телеканала оторванной от жизни. Раньше российские иммигранты, как правило, служили в тылу. Многие из них считали службу в армии самым быстрым способом овладеть профессией, которая после увольнения дала бы возможность зарабатывать на жизнь. При этом в армейских тюрьмах иммигрантов было больше, чем коренных израильтян.
Такие статистические данные объясняются финансовыми трудностями, с которыми сталкивались только что приехавшие, а также тем, что им было сложно приспособиться к менталитету СОИ. Иммигранты стремятся служить в небольших подразделениях - считается, что их командиры лучше обращаются с солдатами.
Еженедельный журнал Сил обороны Израиля "Бамаханех" однажды опубликовал статью "Красная Армия" - об ассимиляции иммигрантов в Бригаде Гивати, где служат сотни россиян. Военные обескоились и постарались более равномерно распределить иммигрантов по различным частям.
Каждый, кто следит за списками людей, погибших на оккупированных территориях, знает, что в последние годы ситуация изменилась. Особенно высок процент иммигрантов среди раненых. Так, 16 ноября в бою с солдатами исламского джихада в Хевроне погибли двенадцать сотрудников спецслужб: четыре солдата СОИ, пять пограничников, три члена гражданской пограничной службы "Кирият Арба". Двое из солдат, трое из пограничников и двое из погибших членов гражданской службы были иммигрантами.
В целом доля иммигрантов в стране чуть выше 15 процентов, в армии же - 24 процента, причем почти все они родились в Советском Союзе. Служба в СОИ помогает приезжим интегрироваться в общество. Несмотря на финансовые проблемы и языковой барьер, новые переселенцы стали важной частью боевого аппарата СОИ и пользуются уважением.
В армии появился новый тип бойца - российский стрелок. Иммигранты часто становятся офицерами, командирами или получают боевые задания, требующие особой ответственности.
Лучшие стрелки
Особенно заметно российское "господство" в снайперских и пехотных бригадах. Командиры пехотных бригад говорят: "Для того чтобы быть хорошим снайпером, нужно обладать терпением. Нужно уметь тихо сидеть часами, пока не появится благоприятная возможность. "Сабра" (коренные израильтяне) таких качеств лишены. У иммигрантов это получается гораздо лучше".
Много проблем возникает с похоронами погибших солдат. "Это скандал, который СОИ пытаются замять, - считает Яков Кирш, глава комитета по безопасности движения "Киббуц". - Несмотря на все обещания, раввины отказываются хоронить тех солдат, которые, с их точки зрения, не являются в достаточной степени евреями, на военном кладбище. Им всегда удается уговорить родителей погибшего, что так будет лучше. Чтобы в этом убедиться, достаточно сходить на военное кладбище. Я знаю, что солдат-иммигрантов это очень обижает".
СОИ предоставляют финансовую помощь примерно 40 процентам иммигрантов, однако семьи многих солдат живут очень бедно. Очень часто это выясняется только после смерти сына. Так случилось с семьей Николая Раппопорта, погибшего в 1998 г. в Ливане.
Израильские военные говорят, что им успешно удается реализовывать потенциал иммигрантов. "Мы не сомневаемся в том, - сказал командир танкового корпуса, - что через двадцать лет большинство командиров СОИ будут россиянами. У этих людей прекрасные данные, они выросли в обществе с развитыми военными традициями, они уважают руководство, армию и военную форму. Чтобы стать командирами бригад и батальонов, им нужно лишь время".