Трансформировать НАТО в глобальный альянс с тесными связями с Австралией и Японией, добиться от европейцев сокращения ограничений на использование войск в Афганистане и выделения больших средств на военные нужды - с такой тройственной миссией американский президент Джордж Буш начал в Эстонии свой вояж, в рамках которого он прибывает сегодня в Ригу для участия в саммите, обещающем стать не самым легким.
Инициатива "глобального партнерства" основывается на двух проектах. Первый: поставить перед НАТО задачу защищаться от "внетерриториальных угроз", таких как терроризм, кибертерроризм и оружие массового поражения, чтобы избежать повторения внезапных атак, подобных 11 сентября 2001 года в США. Второй: установить более прочные связи с пятью странами, не являющимися членами НАТО, которые принимали и принимают участие в миссиях в Афганистане, Ираке и на Балканах. Речь идет об Австралии, Южной Корее, Японии, Швеции и Финляндии. "Это пять основных стран, которые принимают участие в наших операциях, - пояснил заместитель госсекретаря Николас Бернс, - и с которыми мы хотим установить более тесные связи, исключая при этом предположение об их вхождении в Североатлантический альянс".
Предложение Соединенных Штатов поддерживает Великобритания Тони Блэра. Он положительно относится к включению в число этих стран и Новой Зеландии. Между тем Франция возглавляет фронт скептиков, состоящий из Испании, Бельгии и Люксембурга. "НАТО должно оставаться евро-атлантической организацией, - написала министр обороны Франции Мишель Альо-Мари в статье, опубликованной в Le Figaro, - потому что в противном случае будет ослаблена евро-американская солидарность".
Париж выступает против узаконивания связей с неевропейскими странами, но одновременно Франция поддерживает идею о том, что перед Североатлантическим альянсом следует ставить "глобальные" задачи для противостояния угрозам XXI века. "НАТО уже является глобальным альянсом, потому что действует на четырех континентах, а в Афганистане, помимо контингентов 26 стран-членов, возглавляет контингенты еще 11 стран", - отмечает Виктория Ньюланд, посол Соединенных Штатов в НАТО. По ее мнению, "глобальное партнерство" со странами Азии суммируется с уже действующим партнерством со странами Центральной Азии и Средиземноморья, давая жизнь "более масштабной" организации, которая "олицетворяет безопасность и стабильность". "Мы предлагаем Австралии не присоединиться к НАТО, но активизировать отношения", - отмечает Бернс, который положительно относится к решению, принятому Швецией вместе с некоторыми странами НАТО, приобрести транспортные самолеты С-17, чтобы обеспечивать скорейшую переброску своих войск.
Усиление транспортных возможностей союзников считается Соединенными Штатами "самым важным" моментом, поскольку ставится задача обеспечить доставку до 40% личного состава войск НАТО к месту проведения "внетерриториальных" операций, при этом не утрачивая возможность осуществлять одновременно две миссии, сравнимые с афганской. Посредническая роль по "глобальному партнерству" отводится генеральному секретарю НАТО Яапу де Хооп Схефферу, но переговоры проходят трудно из-за разногласий по вопросу о применении союзнических войск в Афганистане против сил талибов. На данный момент "некоторые страны, контингенты которых дислоцируются на западе и севере", говорит заместитель госсекретаря Дэн Фрид, обращаясь к Италии, Германии и Испании, "накладывают ограничения на использование своих войск". В частности, они противятся их размещению на юге страны, где британцы, канадцы и голландцы вместе с американцами принимают участие в боевых действиях против талибов.