Теории заговоров всегда оказываются не более чем фантазией параноика. В их центре лежит идея, что, хотя остальные из нас беспечно ходят туда-сюда, делая то, что мы, по нашему мнению, делаем, на самом деле миром правят непостижимые и всемогущие силы, развязывающие войны, устраивающие подозрительные авиакатастрофы, следящие за соседним травянистым холмиком. Отнеситесь к этому слишком серьезно - и окажетесь зажатым в угол сторонниками культа Lyndon LaRouche, пытающимися убедить прохожего, что английская королева на самом деле безжалостная наркодилерша значительного масштаба.
Но время от времени случаются такие эпизоды, как смерть Александра Литвиненко, поддерживающие боевой дух теоретиков заговора - напоминающие всем остальным о реальности существования тайного мира, населенного такими странными и неправдоподобными персонажами и сюжетами, что барду предательства, романисту Джону Ле Карре, нелегко было бы написать о них.
Конечно, эти тайные существа на самом деле не правят миром. Но они, похоже, думают, что правят.
Литвиненко был бывшим агентом КГБ - и яростным критиком российского президента Владимира Путина, тоже выходца из КГБ, - и в четверг умер в одной из лондонских больниц от непродолжительной, разрушительной и загадочной болезни. Врачи заподозрили отравление, так как это была наиболее вероятная причина, по которой у здорового 43-летнего человека могли выпасть волосы и отказать органы. В конце концов они обнаружили самый невероятный яд - полоний-210, радиоактивный элемент, открытый Марией Кюри в 1898 году (за это открытие она впоследствии получила Нобелевскую премию) и названный в честь ее родины, Польши. Вещество настолько смертоносно, если его проглотить даже в микроскопических дозах, что врачи до сих пор не произвели положенного вскрытия Литвиненко из страха заражения.
Полоний не купишь в ближайшей аптеке. По всей вероятности, он может заваляться только у суверенного правительства, что сужает круг подозреваемых.
Перед смертью Литвиненко обвинил в своей близящейся кончине Путина, чьи враги склонны умирать преждевременно. Говорили, что Литвиненко вот-вот получит - или уже получил, этот момент неясен - документы, доказывающие, что Путин организовал теракты против российских граждан и обставил дело так, как будто ответственность за них несут чеченские сепаратисты, чтобы он мог развязать в Чечне жестокую войну на подавление. В тайном мире гамбит такого рода называется операцией "под чужим флагом".
Но как был введен яд? Полоний безвреден, пока жертву не заставят проглотить его.
Выясняется, что 1 ноября, в день, когда он заболел, Литвиненко встречался со знакомым в суши-баре недалеко от Пикадилли. Предсказуемо, что это был не обычный знакомый. Это был итальянский "консультант по безопасности" по имени Марио Скарамелла, который называет себя экспертом по ядерным материалам, сообщили британские СМИ, смакующие эту историю в старых традициях Флит-стрит (улица в Лондоне, где издавна располагались ведущие британские издательства и редакции газет. - Прим. ред.).
Этот самый Скарамелла интригует, но нет никаких явных причин, по которым он мог бы захотеть убить Литвиненко, который, очевидно, был союзником. Как сообщает Daily Mail, Скарамелла, возможно, использовал встречу в суши-баре, чтобы передать Литвиненко документ - в секретном мире циркулирует множество компрометирующих документов, - содержащий расстрельный список критиков Путина, приговоренных к смерти организацией бывших российских шпионов, называющих себя "Достоинство и честь".
Я начал терять доверие к Daily Mail, когда газета сообщила, что британские власти подозревают, что убийцей Литвиненко может быть "безжалостный фанатик" - конечно же, выходец из КГБ - по имени Игорь, мастер по дзюдо (как Путин), который хромает при ходьбе (в отличие от Путина) и, как полагают, бежал в Италию (берегись, Скарамелла).
Все это настолько через край, что почти ожидаешь появления Доктора Зло из фильма "Остин Пауэрс". Легко потерять из виду, что эти персонажи плаща и кинжала действительно существуют (хотя Игорь вызывает у меня сомнения) и что человек, открыто высказавшийся против продолжающейся консолидации власти Владимира Путина, действительно умер от редкого, экзотического яда. Я должен отметить, что британские власти не до конца исключают возможность того, что Литвиненко, по каким-то причинам, покончил с собой.
Власти должны быстро установить, что же произошло с Литвиненко, и отправить все эти версии, заговор в стиле холодной войны и интриги туда, где им надлежит быть - на страницы захватывающего, но неубедительного романа.