"Мы неплохо начали", - усмехнулся в конце выступления на открытии конференции Джордж Буш. Перед этим он успел исковеркать имя Махмуда Аббаса и создать неловкую ситуацию вокруг рукопожатия президента ПА и израильского премьер-министра Эхуда Ольмерта. Все это не очень-то согласовалось с анонсированной историчностью момента.
И было совершенно не похоже на знаменитую сцену на лужайке перед Белым домом, когда Билл Клинтон помирил Ясира Арафата и Ицхака Рабина после их неудачного соглашения в Осло 1993 года.
Аннаполис постоянно называли "стартовой площадкой" для новых мирных переговоров, но некоторые признаки заранее говорили о том, насколько трудными они будут.
Что Аббас, что Ольмерт - слабые лидеры, и оба имеют могущественных противников. Оба говорили на своих родных языках, как бы подчеркивая, что начинают переговоры с оглядкой на давление, исходящее из их стран.
Из-за технических неполадок сотни журналистов, собравшихся в здании Военно-морской академии, услышали английский перевод речи палестинского лидера лишь спустя несколько минут после ее начала. Охрана была очень плотная: русло близлежащей реки патрулировали аквалангисты ВМФ, в воздушной зоне отчуждения барражировали вертолеты. Демонстрантов держали на почтительном расстоянии.
Активисты из числа американцев еврейского происхождения скандировали: "Нет миру с террористами!", а женщина в огромной маске Кондолизы Райс протестовала против отсутствия на конференции "Хамаса".
После открытия состоялся ланч. Телевидение показало торжественные объятия, но между израильскими и арабскими делегациями не было и намека на братание. Министр иностранных дел Саудовской Аравии Сауд аль-Фейсал заранее дал понять, что не потерпит никаких "театральных жестов" - под этим определением он подразумевал неуместные рукопожатия с израильтянами. Но все видели, как он аплодировал речи Ольмерта - лучшей из трех речей, прозвучавших на открытии.
Заместитель министра иностранных дел Сирии Фейсал Мекдад также вел себя сдержанно.
Ветераны ближневосточного "бродячего цирка" приветствовали друг друга. "Мира вы не добьетесь, - со смехом говорил старому другу Наум Барнеа, прославленный обозреватель израильской газеты Yediot Aharonot. - Но смотритесь хорошо".
Именно в Аннаполисе американский Конгресс официально ратифицировал Парижский договор 1783 года, которым закончилась Война за независимость против Англии. Но на столь удачный исход нынешнего мероприятия рассчитывать не приходится.