Когда-то о Фиделе Кастро говорили: "Желудком он в Москве, но душой - в Пекине" - теперь же все, по-видимому, наоборот, утверждает The International Herald Tribune, комментируя визиты Дмитрия Медведева и Ху Цзиньтао на Кубу.
Сегодня в материальном отношении Китай помогает Кубе больше, чем Россия, поясняют эксперты Эндрю Смолл и Каролина Феррер Ринкон. Когда президент Китая на прошлой неделе навестил экс-лидера Кубы, Кастро с радостью принял щедроты Пекина, утверждает издание. Но проблема Кубы в том, что Кастро не желает учиться у Китая. По мнению авторов, реформы по китайскому образцу на Кубе маловероятны, пока Фидель остается на арене.
"Медведев обнаружит, что старший из братьев Кастро сейчас в русофильском настроении", - пишет издание, цитируя недавние хвалебные высказывания Фиделя Кастро о Русской православной церкви ("Духовная сила... не дружит с империализмом").
Как напоминает газета, Фидель, отклонившись от официальной линии кубинского правительства, безусловно поддержал позицию Москвы в конфликте с Грузией.
Сравнивая отношения Кубы с Китаем и Россией, авторы отмечают, что Китай вряд ли захочет показывать кукиш Америке, как любит делать Кастро. Зато Китай - один из крупнейших кредиторов Кубы и ее второй по величине (на первом месте, с небольшим разрывом, Венесуэла) торговый партнер, подчеркивает издание.
Россия между тем еле попадает в верхнюю десятку торговых партнеров, и в 2002 году Путин закрыл военно-разведывательную базу Москвы в Лурдесе, за аренду которой Куба получала 200 млн долларов в год, сообщает газета. По данным издания, ныне на этой базе создан так называемый "Университет информационных наук", оснащенный китайским оборудованием, а на улицах Гаваны среди "кадиллаков" 1950-х годов появились современные китайские автобусы.
Китайско-кубинские отношения, в свое время разорванные ради более выгодной дружбы с СССР, были восстановлены в конце 1980-х, но Фидель так и не смирился с реформами Дэн Сяопина, которого когда-то назвал "карикатурой на Гитлера", считают авторы.
Китайцы возложили главные надежды на Рауля, под надзором которого в оборонной промышленности Кубы были осуществлены рыночные эксперименты. Однако переход к открытой экономической системе китайского типа, ожидавшийся после ухода Фиделя на покой, пока так и не состоялся, отмечает издание. На сей счет существуют две версии: нежелание Рауля расшатывать свою политическую базу (военные компании-холдинги) и закулисное влияние Фиделя, считают авторы.
В нынешнем году на остров обрушилась масса неприятностей: сокращение спроса на никель - главную статью кубинского экспорта, финансовые трудности у ведущего благодетеля - Венесуэлы, невозможность получить кредиты и необходимость рефинансировать задолженность, ущерб от ураганов, составивший 10% ВВП. Возможно, Фиделю наконец-то придется смириться с фактом, что китайский рецепт - самый удобоваримый для коммунистических режимов, которые хотят продлить свою жизнь, заключают авторы.