Хотелось бы верить бывшему (и будущему?) российскому президенту, когда он заявляет, что "Россия не поддерживает ни режим Асада, ни оппозицию; у нас нейтральное к этому отношение", пишет Игнас Леверье на страницах Le Monde. По словам журналиста, "на самом деле Москва прилагает значительные усилия для поддержания пользующегося ее благосклонностью режима, действия которого не кажутся ей шокирующими".
"Если сотни миллионов долларов, напечатанные для Центробанка Сирии, не являются столь же постыдной формой поддержки, как поставка оружия и боеприпасов, то почему русские и сирийцы считают своим долгом скрываться и пускать самолеты, доставляющие эти грузы в Дамаск, обходными путями?" - спрашивает автор статьи, намекая на 240 тонн банкнот, доставленных из России в Сирию в период с 9 июля по 15 сентября. "И, если речь не идет на этот раз о более важных грузах, операция может быть повторена. Согласно заявкам на разрешение полетов, поданным министерством иностранных дел Сирии, четыре полета по маршруту Дамаск-Москва-Дамаск, окруженные плотной завесой тайны, должны быть осуществлены 21 ноября, 28 ноября, 3 декабря и 6 декабря самолетами, которые пролетят над территорией Ирака и Ирана", - сообщает издание.
Кроме того, сейчас ожидается подтверждение информации независимого источника об аресте в Турции грузина Рослана Бабаскари (Roslan Babaskari), участвовавшего в убийстве нескольких чеченских лидеров в Стамбуле 16 сентября 2011 года и занимавшегося вербовкой российских и грузинских наемников для дамаскского режима. "Если эта информация подтвердится, правомерен будет вопрос об истинной миссии чеченских, афганских и прочих боевиков, фигурирующих в недавно переданном Совбезу ООН списке 142 "иностранных террористов", убитых в Сирии силами безопасности", - отмечает Леверье. По его мнению, речь может идти как о настоящих джихадистах, так и о наемниках, завербованных и оплаченных сирийским режимом для того, чтобы замаскировать собственные трудности.
Еще более вопиющей автору статьи кажется предвзятость российской стороны в информационной сфере: российские телеканалы и СМИ не только регулярно представляют Башара Асада в благоприятном свете, но и не стесняются искажать слова сирийцев, чтобы вписать их в генеральную линию российских властей. Так, в телефонном интервью телеканалу Russia Today генсек Национального комитета за демократические перемены (CNCD) Раджа ан-Насер упомянул о "возможности добиться путем переговоров мирного и спокойного перехода к демократической плюралистической системе", однако его собеседник заменил слово "переговоры" на "диалог". CNCD пришлось в специальном коммюнике напоминать, что он "не вступает в диалог с режимом, а только ведет с ним переговоры о подготовке переходного периода и передаче власти". Не слишком очевиден российский "нейтралитет" и для тех, кто 15 июня 2012 года вышел на улицы сирийских городов с криками "Россия - враг сирийского народа", пишет Леверье.
"Когда-то угнетаемые народы могли надеяться найти поддержку России. Сирийцы с сожалением констатируют, что отныне Россия предпочитает открывать объятья тем, кто держит свои народы в узде", - резюмирует автор статьи.