"Остальгия" (от немецкого Ost - "восток" - и "ностальгия") началась в бывшей Восточной Германии с коммунистических презервативов и футболок с изображением Карла Маркса. Почему бы не сохранить отблеск умершего коммунистического государства, подумал в 1992 году Йорг Дэвидс: буду продавать бюсты Ленина, книги о перестройке, презервативы Mondos и футболки с изображением отца социализма Карла Маркса.
"Это была просто идея, я и не думал, что она превратится в настоящий бизнес", - рассказывает Дэвидс. После 1992 года обороты его фирмы, "продающей ностальгию", неуклонно возрастают на 15% в год, а в этом году подскочили на 30%. В год Дэвидс продает около 60 тыс. футболок с коммунистической символикой, причем их заказывают не только жители Восточной Германии, но даже США и Японии.
Ныне "остальгия" - это популярная тенденция, оживляющая историю бывшей ГДР. Она охватывает все - от торговли до телевидения. Прошедшим летом хитом сезона был фильм с названием "Прощай, Ленин!" - рассказ о сыне, пытающемся сохранить коммунистический образ жизни для своей больной матери, пережившей сердечный удар за несколько недель до падения Восточной Германии и очнувшейся уже после того, как мир изменился.
Страдающие "остальгией" с удовольствием скупают старые добрые товары, известные всем еще с социалистических времен: хрустящие хлопья Zetti, сосиски Halberstadt, кофе Mokka Fix Gold, пятновыводители Nuth и лосьон для малышей Elasan. Многие компании Восточной Германии после 1989 года были куплены западными фирмами, которые предпочли сохранить названия марок.
Скоро в Берлине планируется создать большой тематический парк, в котором будут бродить пограничники в потертой форме ГДР и агенты "Штази" - этакая китчевая версия шпионского романа, порожденного реальной жизнью в странах советского блока.
А с некоторых пор телеперсоной номер один стала бывшая олимпийская фигуристка Катарина Витт, которая на протяжении многих лет была секс-символом мира за железным занавесом. Витт ведет ток-шоу о социалистическом прошлом и снимается в рекламных роликах.
"Остальгия" появилась не сразу, а только через 3-5 лет после падения Берлинской стены. Тогда, в 1989-м, жители Востока торопились поспеть за Западом. Они были полны энтузиазма и надежд. Однако объединение Германии шло не так быстро, как им хотелось, и не закончилось и по сей день: уровень безработицы на Востоке в два раза превышает западный.
По словам Дэвидса, на территории бывшей Восточной Германии после падения Берлинской стены изменилось многое, однако значительное число жителей Востока так и не нашли себе применения на капиталистическом рынке, которого они не понимают.
"Для них сказка о золотом Западе окончена, - говорит Дэвидс. - Люди на востоке Германии протрезвели. Многие теперь думают, что некоторые вещи на востоке были не так уж и плохи".
Есть и еще одна причина появления "остальгии": восточные немцы ощущают себя брошенными, Запад неохотно слушает их причитания о тяжелом прошлом, и в итоге им словно отказывают в истории Западной Германии.
И все же вспоминать о темных страницах своего прошлого жители Восточной Германии не так уж и жаждали. Поэтому такие, как Дэвидс, начали с забавных вещей, вроде презервативов и футболок с коммунистической символикой, задав тем самым особую, коммерческую тенденцию "остольгии".
"На мой взгляд, "остальгия" становится коммерческой: темное прошлое ГДР как будто отфильтровывается", - отмечает Томас Швендеманн, берлинский гид. В агентстве Trabi Safari, где он работает, можно арендовать икону Восточной Германии: автомобиль марки Trabant, уникальную машину с пластмассовым кузовом.
Швендеманн сожалеет, что темная сторона жизни в Восточной Германии не вписывается в современные забавные и веселые телешоу. "Но, может быть, мы сами не хотим оглядываться на темные стороны прошлого", - признает он.