Проблемы со здоровьем главы палестинской администрации Ясира Арафата, совпавшие с беспрецедентной нестабильностью на Западном берегу и в секторе Газа, вызвали опасения, что его смерть может стать началом кровавой борьбы за власть в высшем эшелоне палестинского руководства.
На следующий день после эндоскопического обследования Арафат во вторник был вынужден прервать пост, обязательный в Рамадан, чтобы принимать лекарства и жидкость.
Представители администрации, посетившие Арафата, предприняли все возможное, чтобы приуменьшить тяжесть его состояния: они заявили, что обнаружен крупный камень в желчном пузыре и Арафат идет на поправку. Они назвали ложью сообщения о том, что у него рак желудка.
Премьер-министр Ахмед Куреи заявил, что угрозы жизни Арафата нет, но на отдых и выздоровление нужно время. По словам Куреи, ожидается, что Арафат вернется к своей деятельности "через несколько дней". Однако один из помощников Арафата был менее оптимистичным, сказав, что пока рано говорить, вернется ли он к работе, и если вернется, то когда. "Может пройти не один день и даже не одна неделя, прежде чем возобновит круглосуточный марафон совещаний", - добавил помощник.
"Я сомневаюсь, что он когда-нибудь сможет работать по 18 часов в сутки, как он делал десятилетиями. Естественно, сейчас он нуждается в наблюдении врачей".
Ухудшение здоровья Арафата вновь поставило вопрос о его преемнике. Арафат всегда единолично возглавлял ООП и ПА, отказываясь делить власть с другими чиновниками.
Хорошие шансы сменить Арафата были только у двух лидеров ООП: Халила аль Вазира (Абу Джихада) и Салаха Халафа (Абу Аяда). Абу Джихада израильские спецназовцы убили в 1988 году в Тунисе, а Абу Аяд погиб в 1991 году в Кувейте от руки члена радикального крыла "Фатх", возглавляемого Абу Нидалем, настоящее имя которого Сабри аль-Бана.
Абу Джихад и Абу Аяд входили в число основателей ООП и пользовались популярностью среди палестинцев. Их отсутствие в руководстве ООП породило вакуум, который до сих пор не заполнен.
После создания ПА в 1994 году начали всплывать имена других возможных преемников, но они исчезали так же быстро, как и появлялись. В первые годы о бывших начальниках службы безопасности Джибриле Раджубе и Мухаммеде Дахлане говорили как о молодых харизматических деятелях, символизирующих будущее палестинцев.
Но с тех пор они утратили доверие широких масс, и это побудило Арафата нейтрализовать их, отстранив от процесса принятия решений и рычагов власти.
На обочине оказался и ветеран ООП Махмуд Аббас (Абу Мазен), которого долго считали естественным преемником Арафата. В прошлом году после громкой конфронтации с Арафатом Аббас ушел в отставку с поста премьер-министра, обвинив главу ПА в авторитарных методах руководства.
Аббас, который с тех пор бойкотирует Арафата и руководство ПА, в понедельник вечером посетил Раммалах, чтобы справиться о здоровье председателя и пожелать ему скорейшего выздоровления. Они встретились впервые после того, как разгневанный и оскорбленный Аббас ушел в знак протеста против действий своего начальника.
По словам источника, близкого к Аббасу, визит не имел политической подоплеки и не является признаком того, что бывший премьер-министр подумывает о возвращении. Палестинские журналисты, роящиеся у офиса Арафата уже 48 часов, цинично отреагировали на визит вежливости, нанесенный Аббасом, пустив шутку, что подлинной целью визита было желание убедиться в том, что слухи о смерти Арафата верны.
Когда-то считали подходящим кандидатом на высший пост в ПА Ахмеда Куреи, который ведет с Арафатом аналогичную борьбу за власть. Но постоянные ссоры с Арафатом и сообщения о причастности Куреи к коррупции сильно уменьшили его шансы унаследовать пост. В настоящее время Палестинское законодательно собрание оказывает на Куреи сильное давление, добиваясь, чтобы он ушел и уступил дорогу новым людям.
Политические беспорядки в ПА начались два года назад, когда Арафат, под давлением США и Европейского союза, неохотно согласился назначить премьер-министра; этого поста в ПА никогда не было. Понимая, что готовится "заговор", направленный на ослабление его власти, Арафат яростно сопротивлялся требованиям отдать контроль над силами безопасности и финансами ПА.
Упрямство Арафата привело к росту напряженности среди палестинских чиновников, борющихся за власть и контроль. Арафат и многие его помощники упорно называли требования реформ заговором США и Израиля, направленным на создание альтернативного руководства, которое будет пешкой в руках Вашингтона и Иерусалима. Критика была направлена против Аббаса и Дахлана, которых обвиняли в стремлении сместить Арафата.
Политическая напряженность негативно отразилась на безопасности на Западном берегу и в Газе. Разногласия между командирами спецслужб ПА, по словам высокопоставленного чиновника "Фатх" привела к появлению вооруженных отрядов, защищающих личные интересы полковников и генералов.
На прошлой неделе группа палестинских законодателей подписала петицию с просьбой к Арафату уволить Куреи и сформировать новый кабинет, способный справиться с хаосом в сфере безопасности и коррупцией, предупредив, что палестинцы как никогда близки к гражданской войне. Петиция отражает страхи палестинцев по поводу того, что может произойти после смерти лидера.
Теперь, когда Арафата считают слабым и больным, многие палестинцы боятся того, что открытая борьба за власть в ПА может вылиться в гражданскую войну. Покушение на убийство в октябре генерала Мусы Арафата, командующего Национальными силами безопасности в Газе, рассматривают как первый выстрел в кровавой борьбе за власть, которая может начаться на следующий день после смерти Арафата.
"У нас есть все основания для беспокойства, - заявил один из ветеранов "Фатх". - Мы достигли пика кризиса в сфере политики и безопасности, и, если что-то случится с Арафатом, ситуация может ухудшиться".