На портрете, который стал символом романтического образа барда, вряд ли изображен сам Шекспир
Портрет франтоватого молодого человека, вызывавший у многих ассоциации с влюбленным Шекспиром, вероятно, вовсе не является портретом знаменитого барда.
Эта картина, известная как "портрет Графтона", стала одним из культовых изображений Шекспира.
Но после девяти месяцев исследований и реставрационных работ британская Национальная портретная галерея объявила, что не обнаружено доказательств того, что на этом портрете изображен Шекспир.
На этом портрете, который был временно взят в Национальную портретную галерею из Библиотеки Джона Райленда (John Rylands Library) в Манчестере, изображен сероглазый молодой человек с вьющимися каштановыми волосами, одетый в роскошный вишневый камзол из шелка или сатина, по европейской мужской моде XV-XVII веков.
Доктор Тарния Купер, куратор коллекций XVI столетия в Национальной портретной галерее, говорит, что этот портрет, на котором запечатлен человек на заре юности, "в наше время стал причиной появления теорий о влюбленном Шекспире, прекрасном молодом человеке, чувствительном и страстном, с невероятным накалом эмоций".
Этот портрет, выполненный маслом анонимным художником, датируется 1588 годом, когда Шекспиру было 24 года. В верхней части картины, рядом с датой - 1588 год - стоит цифра "24", и это дает понять, что изображенный на картине человек является ровесником Шекспира.
Между тем эксперты галереи рассказывают, что в возрасте 24 лет Шекспир собирался поступить в труппу странствующего театра, уже будучи отцом близнецов, и вряд ли мог позволить себе одеваться так роскошно, как изображено на портрете.
Национальная портретная галерея проводила реставрацию этого портрета при подготовке к выставке "В поисках Шекспира", которая пройдет в следующем году и будет приурочена к 150-летию галереи.
Время оставило свой след на этой картине, в том числе она была значительно повреждена личинками древоточца. Была проведена техническая экспертиза с целью датировки картины и исследования исправления в той цифре, которая была указана на холсте. Вначале там была проставлена цифра "23", но затем она была исправлена на "24".
Исправление цифр означает, что человеку, позировавшему художнику, вероятно, исполнилось 24 года к моменту завершения работы над картиной, и он мог попросить художника исправить цифру.
Следующий на очереди в исследовании на подлинность стоит так называемый "портрет Чандоса".
Эксперты лелеют надежду, что на "портрете Чандоса" действительно изображен Шекспир. Этому портрету дали название по имени его бывшего владельца, герцога Чандоса. Портрет приписывают художнику Джону Тэйлору и примерной датой его написания считают 1610 год (за 10 лет до того, как художник умер в 52-летнем возрасте).
Существует шесть предполагаемых портретов Шекспира XVII столетия, но вокруг их подлинности идут бурные споры.
Ранее в этом году эксперты установили, что "портрет Флауэра", принадлежащий Королевской шекспировской компании, является фальшивкой. Научный анализ показал, что он был написан не в 1609 году, как предполагалось, а в XIX веке. Причем картина была написана поверх образа Мадонны с младенцем, созданного в XVI веке.