Опубликованный вчера пятый и последний доклад Пола Волкера о программе ООН "Нефть в обмен на продовольствие" не рассказывает почти ничего нового об общей картине скандала вокруг 100 млрд долларов. Но детали весьма поучительны.
Доклад Волкера подтверждает, что Саддам Хусейн требовал и незаконно получил около 1,8 млрд долларов в виде дополнительной платы, "откатов" и взяток от компаний, занимающихся бизнесом в Ираке. Подтверждает, что он отдавал миллиардные нефтяные и гуманитарные контракты политически привилегированным клиентам, в особенности России и Франции, а меньшие суммы - агентам влияния (или их партнерам) вроде британского парламентария Джорджа Гэллоуэя, французского сенатора Шарля Паскуа и директора программы "Нефть в обмен на продовольствие" Бенона Севана. Подтверждается, что Саддам делал это под носом у служб ООН, которым доверили надзор за программой, а часто с их ведома.
Все это полезно, но реальной общественной ценностью доклада являются точные, подробные и проверенные данные о людях и компаниях, участвовавших в схемах "откатов" и других методов. Это займет министров юстиции, генеральных прокуроров и следственные органы примерно 60 стран на ближайшее десятилетие.
Размах впечатляет. В рамках программы "Нефть в обмен на продовольствие" Ирак продал нефти на сумму 64,2 млрд долларов и закупил гуманитарные товары на 34,5 млрд долларов. Что касается покупателей нефти, то в докладе Волкера говорится, что 139 из 248 компаний платили незаконные пошлины, составлявшие от 10 до 50 центов за баррель. Из 3614 компаний, поставлявших гуманитарные грузы, 2253 компании делали "откаты", или "оказывали послепродажные услуги", как называли это иракцы.
Многие из этих компаний малоизвестны, а некоторые, возможно, служили прикрытием. Но есть и гиганты. Подразделение строительного оборудования шведской Volvo "сознательно" заплатило 535 тыс. долларов, чтобы продать строительное оборудование на сумму 11,8 млн долларов. Филиалы немецкой Siemens заплатили в общей сложности 1,6 млн долларов за продажу электрооборудования на 124,3 млн долларов. В числе других крупных компаний, названных в связи с "откатами", - Daewoo, австралийский экспортер продовольствия AWB и шотландский машиностроительный гигант Weir.
В докладе приводится также занимающий 60 страниц список влиятельных лиц и организаций, которых Ирак награждал нефтяными отчислениями за то, что они "демонстрировали проиракские взгляды или организовывали выступления против санкций". И здесь потрясает размах. Помимо Гэллоуэя и Паскуа (каждый из которых получил 11 млн баррелей), мы видим в этом списке священника из Ватикана (2,5 млн), Организацию освобождения Палестины (9 млн), Общество французско-иракской дружбы (11,8 млн), министра лесного хозяйства Бирмы (27 млн), Русскую православную церковь (2 млн) и администрацию президента России (21,3 млн).
Среди американцев, названных Волкером, упоминается Шакир Аль Хафаджи (12 млн баррелей), бизнесмен из Детройта, который в сентябре 2002 года возглавлял приехавшую в Багдад делегацию конгрессменов-демократов, выступавших против войны. Он также финансировал направленный против санкций документальный фильм, снятый бывшим оружейным инспектором Скоттом Риттером. О финансовых связях Аль Хафаджи с Саддамом писал в WSJ Роберт Поллок в марте 2004 года.
Доклад Волкера дает также представление о роли французского банка BNP-Paribas, выбранного ООН для управления счетами, через которые шли деньги программы "Нефть в обмен на продовольствие", за что банк, по оценкам, получил 173 млн долларов. Банк был уполномочен подтверждать аккредитивы других банков. Однако ему не было запрещено выпускать собственные аккредитивы, что порождало конфликт между прозрачностью его обязательств перед ООН и конфиденциальностью во всем, что касается частных клиентов. В результате, пишет Волкер, "сам BNP стал инструментом незаконных выплат миллионов долларов, ничего не предпринимая для того, чтобы выявить и остановить подобные платежи".
Все это вновь напоминает нам о том, что режим санкций прогнил до корней, и коррупция в конце концов разъела все связанные с ним ветви и листья, включая всевозможных "борцов за мир" и поборников интернационализма, которые состояли на зарплате у тирана. Среди благ, которые принесла международной системе война в Ираке, наиболее значимым следует считать разоблачение этой коррупции и ее пресечение.