В мусульманской Ингушетии, как и в соседней Чечне, Москва ведет войну с терроризмом со всеми вытекающими последствиями, пишет Элен Деспик-Попович в статье, напечатанной в газете La Liberation.
В 18:00 Ингушетия, самая маленькая республика на Северном Кавказе, превращается в очень опасное место. Именно в это время на федеральной трассе, отрезке будущей автострады Москва-Тегеран, чаще всего можно увидеть бронированные автосредства. Именно в это время начинаются специальные операции, проверки частных домов, которые очень часто завершаются смертями и плачем, пишет автор статьи.
В доме Мариэм Махвлоевой с 2004 года обыски проводились 24 раза. В ходе последней, 23 августа, 40 солдат министерства внутренних дел, вооруженные, в масках, ворвались в ее дом и убили ее сына Шамиля, которому был 21 год. Эта 50-летняя вдова, мать пятерых детей, несет на своих плечах груз трагедии ингушского народа. Она родилась в Казахстане, куда по приказу Сталина в 1944 году были депортированы ингуши и чеченцы. Мариэм вернулась на родину предков в 50-е годы. Сейчас у нее не осталось ни одного сына в доме. Старший после первого допроса в 2004 году исчез. Никто не знает куда. Быть может, его похитили, убили или он ушел к боевикам. После этого случая дом стал подозрительным. После допроса и избиения на глазах у своей сестры родной дом покинул второй сын, Исмаил, он уехал в Сибирь, где служил в армии. И вот не стало третьего сына. Все ее сыновья служили в российской армии, были на хорошем счету у командиров. Они были хорошими мусульманами, но не были террористами.
Было бы абсурдным утверждать, пишет автор статьи, что в Ингушетии терроризма нет. С начала текущего года, по данным правозащитной организации Mashr, жертвами терактов стали 260 человек. В июне сам президент республики Юнус-Бек Евкуров стал объектом нападения террористов. "Расследование покушения на президента Евкурова подтвердило, что именно боевики пытались его убить", - заявил пресс-секретарь президента. 17 августа у здания РОВД Назрани прогремел взрыв, в результате которого погибли, по меньшей мере, 20 человек, в первую очередь милиционеры, получили ранения 130 человек.
Автор статьи беседовала с двумя молодыми жителями города. По их словам, теракты происходят почти каждый день: иногда это взрывы, иногда неизвестные расстреливают людей прямо на улице. Студенты рассказали журналистке, что около 20 их друзей пропали без вести, другие ушли к боевикам. По данным Mashr, 80% молодых людей берут в руки оружие, чтобы бороться с властями, потому что погибли их близкие, а вовсе не ради ислама. Речь идет о мести, хотя вслух никто не хочет произносить это слово.
Приход к власти в 2008 году президента Евкурова принес передышку, но не улучшение ситуации. В Магасе, ультрасовременном городе, у президентского дворца выстраивается очередь из желающих напрямую рассказать о несправедливости, которую им пришлось пережить: кто-то потерял работу, кто-то - ребенка. Президент Ингушетии отказался пропускать на территорию республики формирования всемогущего пророссийского президента Чечни Рамзана Кадырова. Но Евкурову приходится идти на сотрудничество с чеченцами в приграничных районах. "В Ингушетии имеют место ошибки, но не только ошибки", - признает пресс-секретарь президента. Изучение каждого отдельного случая может затянуться на годы, пишет в заключение автор статьи.