В немецкой Die Welt публикуется статья бывшего вице-президента Европейского парламента, экс-министра обороны Польши Януша Онишкевича, в которой он пишет о том, что пока российские заявления о приверженности нормам международного поведения вызывают сомнения, не стоит подписывать Соглашение о сотрудничестве и партнерстве.
С момента подписания Соглашения о сотрудничестве и партнерстве в 1994 году обе стороны неоднократно выражали желание завязать более тесные отношения посредством "стратегического партнерства".
Но уже в результате открытого отказа от демократизации во время президентства Владимира Путина и войны сначала в Чечне, а затем в Грузии ЕС умерил свой пыл, а отношение к новому соглашению уже не отличается прежним оптимизмом.
"При этом в России наблюдается глубокое разочарование в связи с поведением Запада после развала СССР. Россия ожидала, что с ней будут обращаться как с законным партнером, а не как с поверженным врагом, тем более что страна не взяла курса на конфронтацию и агрессивную экспансию. Москва исходила из того, что сохранит свой статус влиятельного игрока на международной арене наряду с США, что территориальная целостность сохранится, а внутренние дела будут решаться без внешнего вмешательства и критики".
Кроме того, добавляет автор, экономический рост в эпоху Путина и поражение Грузии придали русским новой уверенности в себе, убедив их в необходимости перестройки трансатлантической архитектуры безопасности. "В предложении Медведева заложен принцип отказа от применения внешних сил для решения национальных проблем. Таким образом, это исключает международное вмешательство в конфликты на Северном Кавказе, в том числе и в Чечне", - замечает эксперт.
По мнению экс-министра обороны Польши, к предложению России о создании единой трансатлантической архитектуры безопасности следует относиться с уважением. В данный момент этим вопросом занимаются уже такие именитые институты, как ОБСЕ, Совет Россия-НАТО и многие другие.
Однако, замечает автор статьи, такие вопросы, как "оборонная политика, должны сначала обсуждаться в рамках консультаций НАТО-ЕС. И только затем единую позицию должна транслировать ОБСЕ. Решающее значение имеет единство позиций в отношениях с Россией".