В прошлую пятницу, пишет Йоханнес Восвинкель в комментарии для Die Zeit, исполнилось ровно 10 лет, как был арестован гендиректор концерна ЮКОС Михаил Ходорковский. Сам он никогда не представлял опасности для президента Владимира Путина: шансов как у кандидата на выборах у него было немного из-за огромного состояния и еврейского происхождения. Куда опаснее были его деньги, с помощью которых он финансировал оппозицию и мог пачками покупать депутатов Госдумы, а также его "наглая заносчивость", говорится в статье.
Именно она, продолжает Восвинкель, и заставила Ходорковского нарушить "неписаное соглашение Путина с олигархами", согласно которому "представителям бизнеса было разрешено зарабатывать миллионы и дальше в обмен на обещание не лезть в политику". Ходорковский имел наглость перечить президенту, обвинял правительство в коррупции, и не уехал из страны, несмотря на неоднократные предупреждения. В итоге в ходе двух уголовных процессов олигарха признали виновным в неуплате налогов и отмывании денежных средств. Многие называют Ходорковского политическим заключенным, но является ли он таковым в принципе? - задается вопросом автор.
Российская оппозиция, как говорится далее, не в состоянии дать четкое определение, кто является политзаключенным, а кто нет. Являются ли политзаключенными лица, совершившие тяжкие преступления, пускай даже по политическим мотивам, или же ими являются только осужденные по "политическим" статьям Уголовного кодекса, среди которых "общественные призывы к экстремистской деятельности" и "разжигание розни"?
Признание в качестве политического заключенного не означает признания невиновности того или иного осужденного, говорится далее. Речь может идти о чрезмерно жестком или произвольном применении закона по политическим причинам. С этой точки зрения, Ходорковский на самом деле является "политическим", считает автор.
Правозащитники полагают, что с 2008 года более 230 человек попадают в этот список: активисты запрещенной НБП, бывшие сотрудники ЮКОСа, осужденные, как их бывший босс Ходорковский, "анархистские деятели культуры", представители выбранного через Сеть Координационного совета оппозиции, члены "Левого фронта", ученые, обвиненные в измене родине, активисты Greenpeace с борта Arctic Sunrise.