"После того, как два года назад Эдвард Сноуден раскрыл подробности огромной американской программы наблюдения, в Европе многие подумали, что в ответ будет увеличена прозрачность работы спецслужб и усилен контроль за ними. Однако европейские страны движутся в противоположном направлении. Вместо большего контроля со стороны общества мы получаем больше слежки со стороны спецслужб", - пишет комиссар Совета Европы по правам человека Нил Муйжниекс в статье для The New York Times.
"В связи с необходимостью реагировать на зверские террористические акты в Париже и Копенгагене, а также угрозу, представляемую "Исламским государством" (запрещенным в РФ. - Прим. ред.) для внутренней безопасности Европы, некоторые страны меняют свое антитеррористическое законодательство, чтобы предоставить службам безопасности полномочия для более глубокого проникновения в личные данные, особенно в порядке массового электронного наблюдения", - говорится в статье.
Муйжниекс сообщает, что подобные меры принимаются во Франции, Германии, Великобритании, Австрии, Нидерландах и Финляндии.
"Теперь правительства утверждают, что ради гарантии нашей безопасности нам надо пожертвовать некоторыми правами. Это спорный аргумент. При переходе от точечного наблюдения к массовому правительства рискуют подорвать демократию, пытаясь ее защитить, - указывает комиссар. - Если европейские правительства и парламенты не будут уважать основные принципы и юридические обязательства, наши жизни станут гораздо менее личными". Кроме того, по словам Муйжниекса, участвовать в общественной жизни также станет труднее. Люди начнут опасаться контактировать с журналистами, которые таким образом лишатся источника информации о нарушении закона в общественной и частной сферах.
"Недифференцированное массовое наблюдение может также помешать сохранению адвокатской и медицинской тайн. Еще дважды подумаешь, идти ли к адвокату или врачу, зная, что власти - и частные компании - знают все о твоих коммуникациях и перемещениях, - указывает Муйжниекс. - Необходимо, чтобы европейские страны взяли паузу и подумали, какой вред причинили".
"Должны предоставляться как минимум три основные гарантии безопасности", - утверждает автор.
Во-первых, законодательство должно ограничить надзор и использование полученных данных так, чтобы обеспечивалось полное соблюдение права на неприкосновенность частной жизни в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом о гражданских и политических правах, европейскими стандартами защиты данных, а также судебной практикой Европейского суда по правам человека и Европейского суда. "Эти нормы обязывают государства уважать права человека при сборе и хранении информации, относящейся к нашей частной жизни, а также защищать каждого из нас от незаконного надзора, в том числе со стороны зарубежных органов безопасности", - указывает Муйжниекс.
"Во-вторых, должны быть жесткие процедуры проверки, использования и хранения всех полученных данных, а лицам, подвергшимся надзору, следует предоставить шанс реализовать свое законное право на апелляцию. В-третьих, органы безопасности должны работать под независимым надзором и судебным контролем", - говорится далее.
"Терроризм - реальная угроза, требующая действенного ответа. Однако введение мер надзора, подрывающих права человека и законовластие, - это не решение проблемы", - полагает Муйжниекс.