Вокруг Гарри Каспарова, бывшего чемпиона мира по шахматам, группируются противники режима, которые хотят спасти демократию.
В других странах иногда разыгрываются восхитительные сцены - например, в Японии. Там депутаты часто рискуют головой и положением, споря в парламенте по поводу важных законов и набрасываясь друг на друга.
Политики дерутся, отталкивают своих коллег и бросаются друг на друга, наблюдатель видит лица, искаженные от боли, захваты, прижатые к телу локти.
В России все по-другому. Когда президент Владимир Путин в свете драмы заложников в Беслане сообщил о предстоящем расширении своих властных полномочий, в Думе сохранялось спокойствие.
Там не осталось практически никого, кто готов громко осудить Кремль: демократические партии, как их назвали бы на Западе, на недавних выборах в парламент в конце 2003 года потерпели неудачу, споткнувшись о пятипроцентный барьер.
Поэтому в Думе резкая критика исходит иногда лишь из рядов 15 независимых депутатов.
Понятие "демократия" в глазах большей части населения дискредитировано с начала радикальных реформ бывшего премьер-министра Егора Гайдара. Для них оно тесно связано с аккумулированием власти олигархами, которые сколотили колоссальные состояния на фоне обнищания народа. Поэтому неудача либералов не вызвала удивления.
За партией Союз правых сил (СПС) стоял ненавистный Анатолий Чубайс, а либеральная партия "Яблоко" финансировалась концерном ЮКОС, принадлежавшим олигарху Михаилу Ходорковскому.
Сейчас лишь в городах, преимущественно в среде интеллигенции, оппозиционные демократы черпают потенциал для нового разбега.
Следующий шанс хотя бы немного изменить соотношение сил представится только в 2007 году, когда Дума, нижняя палата парламента, будет избираться по-новому.
Годом позже предстоят президентские выборы. Но перспективы не слишком благоприятны. Александр Никитин, руководитель Московского центра политических и международных исследований, считает, что "только в том случае, если СПС и "Яблоко" объединят свои силы, они наверняка попадут в парламент".
Даже в этом случае правое крыло будет составлять в Думе меньшинство, "но одно их присутствие после перерыва будет иметь символическое значение".
Клаус Зегберс из Института Восточной Европы Свободного университета Берлина говорит, что "соперничество между демократическими партиями не приносит пользы. А в новых условиях им вообще не остается ничего другого, кроме как объединиться".
Соответственно, ближайшие месяцы и годы - это то время, когда Гарри Каспаров должен действовать. Бывший чемпион мира по шахматам возглавляет "Комитет-2008: свободный выбор", в который вошли ряд известных политиков, журналистов и правозащитников, в том числе Елена Боннэр, вдова лауреата Нобелевской премии мира Андрея Сахарова.
Все они - явные противники Путина. Комитет ставит перед собой задачу по созданию чего-то вроде союза демократов.
Алексей Симонов, член комитета, считает, что у партий в их нынешнем состоянии на следующих выборах нет никакого шанса. Нужны новые фигуры в руководстве, "но на данный момент я их не вижу", говорит он.
Симонов сожалеет, что у его единомышленников практически нет доступа к государственным телеканалам. Но трудности не только в этом.
Людей в России в настоящее время гораздо больше волнует потребление, чем сильное гражданское общество, полагает политолог Зегберс: "ИКЕА для них важнее, чем Каспаров".