На этой неделе BBC беседует с людьми, которые в свое время имели огромное влияние, но утратили его. Мы даем им возможность рассказать о своих ощущениях, когда рухнул их мир. Представляем вам первого российского миллиардера Бориса Березовского.
Борис Березовский был одним из российских олигархов, которые приобрели огромные состояния, взяв под контроль государственные активы после краха коммунизма. Когда Березовского, который контролировал несколько банков и телеканалов, обвинили в России в получении от регионального правительства 13 млн долларов мошенническим путем, он бежал в Лондон, где сегодня живет под именем Платона Еленина.
Я познакомился с президентом Владимиром Путиным в самом начале 1990-х годов. Он всегда был готов помочь. Мы подружились, в то время я начал бизнес в Швейцарии, а он ездил со мной кататься на лыжах и все такое.
Мы не были близкими друзьями, но приятельствовали, и, как вы помните, Путин пошел на президентские выборы, обещая продолжать политику президента Бориса Ельцина.
Он говорил о демократии, свободе прессы, свободе политической жизни и рыночной экономике. Но, когда он стал президентом, он очень быстро полностью изменил позиции.
Я был против такого изменения, и не без оснований. У меня была масса аргументов, почему это ошибка.
Перед тем, как Путин стал президентом, я просил только об одной привилегии: о праве в любой момент заявить о своей позиции, а он мог изложить свои аргументы, если моя точка зрения но совпадает с его.
Конечно, решение остается за ним, потому что он президент, и за решения несет ответственность он, а не я.
Но я хотел иметь привилегию обсудить с ним тот или иной вопрос, и он на это согласился.
Однако я понял, что он не хочет признавать реальность того, что в Чечне невозможно победить, что продолжение войны в Чечне усилит террор, а не ослабит его.
А ограничение власти парламента и создание "вертикали власти" разрушило Советский Союз и разрушит Россию.
Когда я понял, что Путин не хочет принимать мои аргументы, я открыто изложил свою позицию в парламенте и СМИ. Ему это не понравилось.
Политическая надежда России
Последней каплей было, когда он сказал, что хочет взять под личный контроль ведущий российский телеканал ОРТ.
Тогда 51% акций принадлежал государству, а 49% мне. Он заявил, что я претендую на личное руководство ОРТ и должен немедленно вернуть свои акции государству.
Я сказал: ни за что. Я не согласился на это, и та наша встреча была последней. Через две недели в прокуратуре завели на меня дело.
Я понял, что это уже серьезное политическое сражение. Через три месяца посадили в тюрьму моего друга, бывшего заместителя директора "Аэрофлота" Николая Глушкова. Я понял, что мне уже нельзя оставаться, и уехал из России.
Конечно, для меня это было очень трудное решение.
Я очень плохо разбираюсь в людях. Я не понимаю, кто предатель, кто хорош, кто плох.
Но я хорошо разбираюсь в процессах, и я понял, что, если Путин начал урезать демократию в России, он начнет разрушать базовые механизмы демократии.
Нет шансов, что в один прекрасный день он остановится. Он начнет новый цикл насаждения авторитаризма в России, и я не хочу в этом участвовать.
Более того, я хочу с этим бороться, и именно по этой причине не считаю, что то, что я не у власти, плохо. У меня масса других возможностей представить людям свою позицию.
Я уверен, что у Путина нет шансов выжить и даже дожить до выборов 2008 года.
Я делаю все, что в моих силах, чтобы сократить его срок, и действительно думаю о возвращении в Россию после крушения Путина, которое непременно произойдет.
Сегодня мой главный приоритет в жизни - политика. И я уверен, что, если я решу участвовать в российской политической жизни, я буду во власти.