Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
28 сентября 2005 г.

Фред Вейр | The Christian Science Monitor

Во время телевизионной "встречи с народом" Путин разыгрывает популистскую карту

Бедность и сфера услуг были в центре трехчасового телемарафона российского лидера.

Во вторник президент Владимир Путин изложил детали неожиданного "левого поворота" Кремля, отдельно коснувшись борьбы с бедностью и социального милосердия в ходе бравурного трехчасового телемарафона, от которого у западной аудитории перехватило бы дыхание.

"Приоритет у нас один и самый главный - улучшение качества жизни граждан Российской Федерации", - сказал Путин, отвечая на вопросы людей из 11 часовых поясов России о безработице, ценах на топливо, жилье, упадке образовательной системы и тяжелом положении фермеров в условиях рынка.

Кремль сделал беседы президента с народом - проходящим тщательную селекцию - практически ежегодной традицией. Как сообщает радиостанция "Эхо Москвы", милиция в Воркуте на севере России избила активиста движения пенсионеров, который хотел задать вопрос, и задержала главу профсоюза учителей.

В этом году в свете падения рейтинга в июле до самой низкой границы в 43% и страхов перед новыми волнениями, наподобие тех, что устроили пенсионеры в начале этого года, Путин воспользовался "прямой линией", чтобы обновить свой образ, представ популистом, готовым инвестировать избытки стабилизационного фонда в повышение уровня жизни. Это создает резкий контраст с тем, как в прошлом от делал упор на сокращении правительства, приватизации сферы услуг и установлении власти рынка.

"Это во многом пропагандистское представление, весьма эффективное, направленное на демонстрацию того, что Путин в курсе проблем средних россиян и знает, как с ними справиться, - говорит экономист из Московского государственного университета Александр Бузгалин. - Присутствует видимость стабильности и некоторый экономический рост, но за всем этим скрывается тревога за направление, в котором мы движемся".

Во время шоу Путин беседовал с обеспокоенными рабочими тихоокеанского острова Сахалин, улыбающимися студентами крупного сибирского города Томск, крестьянами из пограничной с Украиной области, а также с мрачными жителями разгромленного Грозного.

Говоря без бумажки и демонстрируя впечатляющее владение деталями, Путин сфокусировался на своей новой социальной политике. Он уверил аудиторию, что сократит налоги, чтобы помочь снизить цену на бензин с нынешних 20 рублей за литр, предпримет шаги, чтобы сделать ипотеку доступной для большего количества россиян, чем нынешние 7%, построит два новых университета и улучшит жизнь 25 млн россиян, живущих за чертой бедности.

Путин мало что мог сказать по поводу главного вопроса, тревожащего российскую политическую элиту: как будет осуществлен переход власти к новому лидеру в 2008 году. "Я свою задачу в этом смысле вижу не в том, чтобы вечно сидеть в Кремле, - сказал он. - Я свою задачу вижу в том, чтобы создать условия для развития страны на длительную перспективу".

Как показали результаты исследования независимой компании ROMIR, две трети россиян считают, что Путин должен остаться у власти, несмотря на конституционное ограничение, предписывающее уйти по окончании второго президентского срока в 2008 году. Многие эксперты говорят, что Путин озабочен проблемой передачи власти. "В России нет традиции передачи власти от одного лидера к другому в некризисной ситуации, - говорит связанный с Кремлем аналитик Сергей Марков. - Каждый лидер отвергает политическую платформу своего предшественника, и у всех, кто был с ним связан, начинаются проблемы".

Путин исключил "резкие изменения" конституции и добавил несколько загадочно: "Ну а что касается меня лично, то, как военные люди говорят, я свое место в строю найду".

В начале месяца Кремль обратился к парламенту с просьбой повысить социальные расходы до 3,7 млрд долларов - огромная цифра для России, где средний доход остается на уровне 150 долларов в месяц. Это помогло бы повысить зарплаты медперсонала, ученых и учителей, а также увеличить субсидии сельскому хозяйству и терпящим убытки предприятиям тяжелой промышленности.

Путин сказал, что Кремль легко может позволить себе повышение расходов на 14% благодаря нефтяным доходам.

Однако многие экономисты относятся к этому скептически. Либеральный советник Кремля Андрей Илларионов осудил решение о повышении расходов как шаг в направлении "государственного капитализма, интервенционизма и популизма". Другие говорят, что это может запустить спираль инфляции, напоминая о ситуации прошедшего десятилетия.

Экономист левого крыла Бузгалин говорит, что расходы не помогают адекватно справиться с социальным кризисом. "Нам нужна полная реформа пенсионной системы, системы здравоохранения, образования и социальных услуг, чтобы просто довести страну до нормального современного уровня. Вместо этого Путин предлагает несколько капель финансирования и целый ураган красивых слов".

Самое серьезное противоречие касается вопроса о том, как лучше потратить припасенные на черный день 33 млрд долларов дохода от нефти на социальные нужды. Во вторник Путин исключил, что средства стабилизационного фонда будут использоваться на что-либо помимо выплаты иностранного долга. Однако опрос ROMIR показал, что 90% россиян хотят, чтобы эти деньги были потрачены на улучшение состояния инфраструктуры, образование и производственную базу.

"Эти телевизионные шоу создают впечатление активного открытого руководства, но на деле государство очень мало делает, чтобы изменить что-то в стране, - говорит Илья Пономарев, эксперт независимого Института проблем глобализации. - Кремлевская PR-служба работает великолепно. Плохо только, что все это не соответствует реальности".



facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru