Сейчас, когда Генеральная Ассамблея ООН начала свою 62-ю сессию, США настаивают на принятии третьей резолюции Совета Безопасности, призванной ужесточить санкции в отношении Ирана. Некоторые члены Совбеза стремятся призвать Тегеран к ответу (это Франция и Великобритания), однако другие (Россия и Китай) выступают против. Как бы то ни было, американская администрация будет использовать собственные весьма мощные рычаги, чтобы добиться международного давления на Иран.
Все это хорошо и верно, однако в то же время Вашингтон прилагает на удивление мало усилий, чтобы воплотить в жизнь решения двух первых резолюций, на принятие которых США положили столько сил.
Резолюции Совета Безопасности ООН номер 1737 (декабрь 2006 года) и номер 1747 (март 2007 года) содержат меры, призванные помешать Ирану в развитии его незаконной программы по созданию ядерного оружия. Они предусматривают закручивание гаек по отношению к людям, которые непосредственно причастны к данной программе. В обеих резолюциях приведены имена конкретных лиц и названия организаций, а также говорится, что члены ООН обязаны заморозить активы, принадлежащие этим людям и организациям, контролируемые ими либо "людьми и организациями, действующими от их имени или по их указанию". В общей сложности в резолюциях упомянуто 50 имен и названий.
Поразительно, но США к настоящему моменту заморозили счета или отказали в поездках лишь 17 (14 организациям и трем лицам) из указанных 50. Среди тех, кто избежал наказания со стороны США, оказались Сайед Джабер Сафдари, управляющий обогатительными предприятиями в Натанзе, и множество высокопоставленных командиров Корпуса стражей исламской революции.
Эта неспособность принять меры еще более удивительна, если вспомнить, какие сложности возникли при составлении данных списков. Первоначально была сплетена широкая сеть, все стороны не без оснований подозревали, что Иран будет юлить, чтобы всеми правдами и неправдами избежать санкций. Однако постепенно список нежелательных лиц и организаций был урезан - из него удалили недостаточно подтвержденные имена и названия. Наконец, в списке остались лишь те люди и организации, о которых США и их союзники располагали информацией (открытой или разведывательной), что те причастны к программам по разработке оружия массового поражения.
Сообщение о том, что США не реализовали принятые санкции, появилось недавно в газете The New York Times. Власти США возложили вину за это упущение на европейцев, которые, по их словам, не предоставили информации, необходимой для реализации карательных мер. Это утверждение выглядит совершенно неправдоподобно, поскольку получается, что либо европейцы не назвали всех имен - а это неправда, либо по непонятной причине это Европа обязана найти личную информацию об указанных людях - а это откровенная глупость.
Действительная ситуация говорит явно не в пользу и европейцев, и американцев.
В апреле, после того как американцы выразили крайнее недовольство затягиванием процесса, Европейский союз запретил въезд ряду лиц (их оказалось больше, чем в резолюциях ООН), заморозил их счета и для ровного счета дополнил имеющийся список. Продемонстрировав соблюдение буквы закона, государства ЕС показали, что им не нужны номера счетов, паспортов или даты рождения, чтобы воплотить санкции в жизнь. Европейские чиновники добавляют, что если бы обладали информацией, нужной США для замораживания счетов и запрета на въезд для этих людей, то передали бы ее американцам.
Все это прекрасно, но неизбежно порождает вопросы о том, как же ЕС ввел санкции, не зная номера счетов, паспортов и всего остального. Ответ разочаровывает: европейские власти признались, что не в курсе, был ли кому-то в действительно запрещен въезд в ЕС и были ли заморожены счета.
Американские чиновники утверждают, что введение санкций при отсутствии достаточной информации не будет иметь смысла. Это правда. Правда и то, что не все 27 стран ЕС с одинаковым восторгом относятся к введению санкций. Германия, которая по-прежнему активно ведет дела с Ираном, как сообщают, не захотела делиться информацией об указанных 50 номерах из списка. Россия и Китай откровенно игнорируют санкции.
В любом случае, администрация Буша должна как-то объяснить, почему не заморожены счета 33 организаций и лиц из списка, почему им не запрещен въезд в страну. Как могло получиться, что американская разведка точно знает их имена и названия, знает об их преступных действиях, но ничего не знает о банках, где они хранят деньги и с которыми ведут дела? Если сложить кусочки мозаики вместе, то беспомощность Америки становится очевидной.
США практически ничего не сделали для реализации санкций против Ирана.
Многие из упомянутых санкций поначалу вызвали тревогу и могли бы предотвратить стремительное развитие иранской программы по разработке ядерного оружия. Тем очевиднее, что игнорирование американских промахов навредит нашей цели - достижению того, чтобы Тегеран прекратил создание ядерного оружия.
На прошлой неделе президент Франции Николя Саркози сказал об очевидном:
"Между капитуляцией и войной существует множество решений: они заключаются во введении санкций, которые в конечном счете будут иметь результат". Но санкции позволят нам избежать войны только в том случае, если они будут масштабными и эффективными. А если начнется война, то воевать придется американцам.
Об этом нельзя забывать. Похоже, настало время приложить чуть больше усилий к воплощению в жизнь того, за что мы так горячо ратуем на словах.