Истинная подоплека возвращения Путина на трон - в том, что Россия катится к экономической катастрофе и Путин никак не может ее остановить, полагает обозреватель Foreign Policy Юлия Йоффе.
Когда Путин объявил, что "наконец-то согласует реальность с формальностями", по выражению автора, и снова станет действующим президентом России, благоразумные люди рассудили, что это решение внесет ясность и покончит с шизофренией тандема, который сам себе противоречит. "Путин говорил в таком духе, словно понимает необходимость реформ; причем даже скептики вынуждены признать, что только у него есть политический капитал для их осуществления", - говорится в статье.
Но, когда Медведев публично отправил в отставку Кудрина ("пожалуй, единственного человека в российском правительстве, который заслуживает доверия в глазах западных инвесторов"), прогнозы, что заявление Путина успокоит Россию и ее экономику, рухнули, полагает автор. "Все и так знали, что за ширмой происходит борьба за власть, но редко случалось, чтобы ее так часто продирали локтями и коленками, а в последние недели из-за этой ширмы даже людей выбрасывают", - замечает Йоффе.
Никто толком не знает, что происходит. "Очевидно лишь одно: возвращение Путина - не увертюра к новой эре стабильности. Система как минимум столь же нестабильна, как раньше, и никто не может предсказать, когда она стабилизируется и в какой форме", - пишет автор. Причем самый компетентный экономист ушел в момент, когда Россию взяла на мушку очередная рецессия.
Собственно, всех удивило не решение Путина, а то, почему он объявил о нем так рано, за полгода до президентских выборов. "Было преждевременно сковывать Медведева, слишком рано развеивать ощущение интриги, которое укрепляет положение Путина как верховного арбитра страны", - поясняет автор. Первое объяснение: у элиты иссякло терпение, налицо недовольство, кульминацией которого стал крах "Правого дела". "Система закоснела настолько, что отказывается работать", - предполагает журналистка.
Альтернативное объяснение: иссякло терпение у рынков. Отток капитала из России в этом году составил как минимум 50 млрд долларов. Множество других индикаторов указывают, что впереди крупные экономические передряги.
Возможно, в субботу Путин задался целью заверить всех, что на деле система работает. Это знак, что разговоры о политических экспериментах прекратились. Речи Путина на съезде были призваны заверить зарубежных инвесторов, что он срочно проведет реформы. "Примерно на один день эта стратегия, похоже, сработала", - пишет автор. Но история с Кудриным опровергла ожидания, что Путин обеспечит стабильность.
Уход Кудрина породил массу конспирологических теорий. Но во вторник вечером Кудрин распространил новое заявление для прессы, разъяснив, что из-за затяжных разногласий с Медведевым по вопросам бюджета подал заявление об увольнении еще в феврале. "Путин заявление отклонил, сказав Кудрину, что тот нужен в течение избирательного сезона", - пишет автор. Итак, Кудрин ушел, как только счел, что сезон закончился, - в день, когда Путин объявил о своем возвращении. В заявлении Кудрин добавил, что, несмотря на его возражения, "в сфере бюджетной политики принимались решения, без сомнения, увеличивающие риски исполнения бюджета" и что эти риски неминуемо распространились бы на всю экономику.
"Оказалось, все намного проще: Кудрин просто устал и, скорее всего, не захотел нести ответственность за политику, над которой не имеет власти, особенно накануне еще одного экономического кризиса", - пишет автор.
По мнению Йоффе, жесткая система зашаталась, ключевые детали ломаются, деньги иссякают, социальное недовольство растет. А спектакли, которые Кремль устраивал так ловко, чтобы выпустить политический пар, теперь проваливаются, поскольку главные персонажи дезертируют, добавляет она.
"На сей раз все до ужаса просто, так как до ужаса мрачно", - подытоживает Йоффе.