Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
28 апреля 2001 г.

Франко Вентурини | Corriere della Sera

Рынок спасет свободу печати от нападок Путина

"Кремлю не удастся навязать свой контроль средствам массовой информации, Россия изменилась, и некоторые рыночные явления стали необратимыми", - считает один из самых уважаемых российских интеллектуалов, на протяжении долгих лет занимающий пост декана факультета журналистики МГУ Ясен Засурский. Он все также предельно ясно излагает свои мысли. В мире российских СМИ после ночного захвата телеканала НТВ и закрытия газеты "Сегодня" и еженедельника "Итоги", наблюдается тенденция к возврату государственного контроля над прессой. Дума приняла законопроект о том, что доля иностранного участия в печатных изданиях не должна превышать 50%. Однако Засурский остается оптимистом: у них ничего не получится, слишком поздно возвращаться к советским методам.

- Профессор, стоит ли Путин за захватом НТВ энергетической монополией "Газпром"?

- Конечно, ведь Путину было известно, что происходит, и не думаю, что на сегодняшний момент есть кто-либо, кто может оказывать на него влияние. Нет никакого сомнения в том, что Кремль решил нанести удар по СМИ, принадлежащим магнату Владимиру Гусинскому. По политическим мотивам, но, скорее всего, и по причинам личного характера, из-за личной неприязни между Гусинским и президентом, проявившейся в откровенной критике политики Путина, прежде всего, в Чечне. К чему это привело? К настоящей катастрофе. Сначала руководители "Газпрома" объявили об установлении контроля над НТВ именно в тот день, когда Путин выступал в Думе, омрачив, таким образом, впечатление от этого выступления. Затем был ночной рейд с целью захвата редакции, когда президент направлялся в Чечню. Заговор? Не думаю. Речь идет о вызывающем непрофессионализме, продемонстрированном "Газпромом" и теми, кто им управляет. Это стало настоящей проблемой для Путина: некомпетентность его команды, неподготовленность его советников, сталкивающихся с многообразием плюрализма. Что касается экономических мотивов, то, если возвращения кредитов начнут требовать абсолютно от всех, жизнь в России остановится.

- Но результат оказался политически точным: критические высказывания слышатся все реже?

- Это временное явление. Уже сегодня новый телеканал НТВ выпускает программы, не слишком отличающиеся от прошлых. Новое руководство должно делать себе рекламу, а чтобы сохранить многочисленную телеаудиторию, им требуется продемонстрировать свою независимость. Я не говорю, что ничего не изменилось: я говорю, что рыночные механизмы все равно проявятся, поскольку операция была проведена абсолютно некомпетентно и, по мнению общественности, носила провокационный характер. Мечтать об установлении контроля над СМИ следовало в другую эпоху. К счастью.

- Что касается новых предпринимателей, инвестировавших и намеревавшихся инвестировать в СМИ, не спасуют ли они после того, что случилось с НТВ?

- Такая опасность существует. Тернер хотел инвестировать, Кирх хотел инвестировать, Мердок тоже хотел инвестировать, многие русские вынашивали аналогичные планы. Предостерегающий пример группы Гусинского, дополненный одобренным Думой законопроектом об ограничении пакета акций, произвел на всех обескураживающий эффект. Путин не понимает, что подобные действия тормозят приток инвестиций не только в сферу средств массовой информации. Кроме того, у нас существуют законы, обеспечивающие полнейшее отсутствие прозрачности по вопросу о том, кому принадлежат СМИ. И Кремль, конечно же, не предложил внести изменения в это закон. Таким образом, мы лишены возможности знать, действовал ли "Газпром" от себя или в чьих-то интересах. Из всех участников холдинга "Медиа-Мост" выжила лишь радиостанция "Эхо Москвы", гостем которой был в свое время и Клинтон. Журналисты пытаются установить акционировать радиостанцию, но я не слишком уверен в их успехе.

- На чем же, в таком случае, основывается Ваш оптимизм относительно того, что пресса в России останется свободной?

- Мой оптимизм основывается, как я уже говорил, на существующей ситуации. На укреплении независимости общественного мнения. Эта тенденция проявилась после гибели "Курска", и мы наблюдали за ее новым проявлением во время митингов в поддержку НТВ. Кроме того, существует Интернет, им пользуется пока ограниченное число россиян, в среднем - 2% населения страны, но в Москве этот показатель значительно выше. Число пользователей Интернета постоянно растет, а сама эта сеть не может подвергаться цензуре. У меня возникает вопрос: вынашивает ли Путин авторитарные планы в области информации? Сам я отвечаю на этот вопрос так: возможно, они и существуют, но он скоро поймет, что эти планы уже нельзя реализовать.

- Вы все время говорите о Москве, но что происходит в регионах России?

- Степень самостоятельности СМИ находится в зависимости от местного губернатора, от отношений между губернатором и мэром, от уровня контроля со стороны Москвы и от размеров привлеченных капиталов. Можно говорить как о позитивных, так и негативных явлениях, примером этому служат события вокруг "Четвертого канала" в Екатеринбурге. Там все еще продолжается противостояние.

- Что должен сделать Запад, чтобы поддержать свободу прессы в России?

- Запад должен проявлять исключительную твердость в отстаивании своих традиционных ценностей. Запад должен разъяснить Путину, что информационный плюрализм является непременным, более того, абсолютно необходимым условием для того, чтобы Россия была принята в международное сообщество. На мой взгляд, реакция Запада до самого последнего времени была слишком мягкой, хотя я не являюсь сторонником экономических санкций или иных мер подобного рода. Необходимо политическое давление, меры убеждения и культурное просвещение. Даже Шредер, прибыв с визитом в Москву, проявил недостаточную настойчивость по данному вопросу. Помимо всего прочего, захваты в стиле "Газпрома" вредят имиджу президента. И контроль над НТВ может оказаться для него пирровой победой.

- Вы контактируете с представителями нового поколения российской журналистики. Как студенты реагируют на все происходящее?

- В большинстве своем - с разочарованием. Они не верят во власть, не относят себя к каким-либо политическим партиям. Чему в немалой степени способствуют последние события.

- Готовы ли они бороться и рисковать собой?

- Все начинается с мнения меньшинства. Я надеюсь, что готовы, верю, что готовы.

Источник: Corriere della Sera


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru