Вчера российский суд приговорил американского студента к 37 месяцам лишения свободы по статьям, связанным с наркотиками. После скандала с Робертом Ханссеном, это дело послужило причиной нового серьезного конфликта между Вашингтоном и Москвой на высоком дипломатическом уровне.
24-летний стипендиат Фулбрайта Джон Эдвард Тоббин стоял в клетке - там обычно находятся обвиняемые в российских судах - пока судья зачитывала приговор, обвинив его в хранении и распространении марихуаны. Судья вынесла этот вердикт, несмотря на то, что правоохранительные органы признали фальсификацию улик, а прокурор подчеркнула, что ей стыдно участвовать в этом процессе.
Приговор представляет собой новый вызов американским официальным лицам, которые в этом месяце приложили большие усилия, чтобы разрядить напряженность после того, как президент Буш распорядился выдворить из страны 50 российских дипломатов в ответ на шпионское дело Ханссена, а Москва приняла аналогичные меры.
Посольство США, направившее своего представителя на проходивший в Воронеже открытый процесс, от комментариев отказалось. Однако, если ему не удастся убедить российские власти отправить Тоббина в США, а не в российскую тюрьму, это может воспрепятствовать попыткам добиться улучшения двусторонних отношений в тот момент, когда обе стороны обсуждают возможность проведения саммита между Бушем и президентом Владимиром Путиным.
Хотя арест Тоббина произошел в январе - до ареста Ханссена - после того, как сотруднику ФБР было предъявлено обвинение в шпионаже, российские спецслужбы придали ему большую огласку и заявили, что Тоббин получил шпионскую подготовку. Тоббин учился в американской военной школе и Военном институте иностранных языков в Монтеррее. Он числится офицером запаса армейского разведывательного дивизиона.
Тоббину не предъявляли обвинение в шпионаже, однако вчера ФСБ вновь назвала его деятельность подозрительной, подчеркнув, что он побывал на одной электростанции и делал записи своих разговоров с политиками.
"Есть информация, что он опрашивал наших соотечественников, прибывавших в США по различным каналам, - заявил журналистам в Воронеже официальный представитель ФСБ Павел Большунов. - Мы пытаемся установить, кто эти люди, поскольку они наверняка попали в поле зрения американских спецслужб".
Тем не менее, предъявленные Тоббину в суде обвинения были связаны с наркотиками. Когда Тоббин был арестован сотрудниками милиции около ночного клуба, он учился в Воронежском государственном университете и работал над диссертацией, посвященной переменам, которые произошли в России за последние 10 лет.
По словам милиционеров, они обнаружили у него коробку с небольшим количеством марихуаны, а затем опросили его приятелей, которые рассказали о вечеринках в квартире Тоббина, в ходе которых, предположительно, употреблялись наркотики. Власти с рвением взялись за Тоббина, утверждая, что он создал наркопритон, и вначале потребовали для него 15 лет тюрьмы.
Однако в деле произошел неожиданный поворот, когда следователь, заполнявшая милицейский протокол, в котором сообщалось о количестве найденной у Тоббина марихуаны, показала, что она просто взяла эту цифру с потолка. Прокурор, разгневанная действиями милиции, заявила, что ей стыдно сидеть здесь и поддерживать обвинение.
Прокуратура сняла с Тоббина обвинение в организации наркопритона и снизила срок наказания до 4 лет, однако все еще требовала обвинительного приговора. Судья согласилась, хотя приговорила Тоббина к меньшему сроку - 3 годам и 1 месяцу.
Тоббин отверг предъявленные ему обвинения, заявив, что во всем виноват его сосед по квартире, который покинул страну незадолго до его ареста. "Я не имею никакого отношения к наркотикам, - сказал он вчера. - Я прошу отнестись к моему делу справедливо. Я никогда никому не предлагал и не продавал наркотиков".