Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
28 апреля 2003 г.

Корреспондент | La Stampa

Бывшее маргинальное движение шестидесятников

Война, которую хотели и которую выиграли "неоконсерваторы"

О том, как Вулфовиц, Перл и компания хотят переделать мир

В политическом лексиконе Америки появилось новое важное слово - "неоконсерваторы". Кто его не знает, тому придется худо, потому что вплоть до президентских выборов 2004 года, а может быть, и после них (если, конечно, позволят избиратели) именно эта группировка будет задавать тон во внешней и внутренней политике США, и победа в Ираке для них - это только начало.

Имена многих "неоконсерваторов", например заместителя главы Пентагона Вулфовица и бывшего главы Комитета по оборонной политике Ричарда Перла, теперь известны даже домохозяйкам, и все потому, что война в Ираке - это их изобретение.

Движение, из которого вышли "неоконсерваторы", зародилось довольно давно и было довольно обширным и амбициозным. Можно сказать, что они появились в конце 60-х годов. Тогда группа либерал-демократов под руководством бывшего троцкиста еврейского происхождения Ирвинга Кристола выступила против движения "дети цветов" и поддержала войну во Вьетнаме, которую они рассматривали как необходимый этап в деле сдерживания Советского Союза. Они решили, что необходимо перестроить архитектуру американской внешней политики, и начали организовывать движение, которое должно было представить стране новое видение стоящих перед ней задач. Вначале их печатным органом был журнал "Commentary", затем Кристол вместе с выпускниками Гарвардского университета Натаном Глейзером и Даниэлом Беллом основал журналы "The Public Interest" и "The National Interest". Они считали себя последними истинными либералами, оставшимися в Америке, и проповедовали бескомпромиссную борьбу против советского тоталитаризма, а в экономике придерживались либеральных идей Милтона Фридмана. При президенте Рейгане им удалось одной ногой, а может и всеми двумя, ступить в Белый Дом, однако с приходом Буша-старшего и Клинтона "неоконсерваторы" были вынуждены отойти в тень.

Сейчас в администрации президента много новых сторонников движения, и до сих пор они осуществляли руководство иракской операцией, опираясь на некоторые догмы, которые сами считают неоспоримыми. Первое: после окончания холодной войны Америка должна заставить всех признать свое лидерство, использую всю свою мощь, в том числе и военную. Второе: падение Саддама будет иметь эффект домино в регионе и подтолкнет к демократии и к смене режима такие страны, как Сирия, Иран и, может быть, даже Саудовскую Аравию, где американцы предпочли бы видеть хашимитскую монархию вместо саудовской. И, наконец, как говорил Рейган, в те времена, когда СССР был "империей зла", свергать тиранов полезно не только с геополитической точки зрения, но также и с моральной, так как это дает оправдание военным действиям.

Помимо Перла, Вулфовица и главы Пентагона Рамсфельда в группу "неоконсерваторов" входят заместитель министра обороны Дуглас Фейт, а также заместитель госсекретаря Джон Болтон. Вице-президент Чейни, советник по национальной безопасности Кондолиза Райс и советник по внутренней политике Роув очень близки к ним, и даже сам Буш считается их союзником.

Вне Белого дома активными сторонника неоконсерватизма являются бывший спикер парламента Ньют Джингрич и политолог Майкл Новак, оба из Американского института предпринимательства American Enterprise Institute. Рупором движения служит еженедельник "The Weekly Standard", возглавляемый Уильямом Кристолом, сыном Ирвинга Кристола и известной Гертрудой Химмельфарб, также "неоконсерватором". В движение также входит бывший автор речей Буша Дэвид Фрум, изобретатель выражения "ось зла", и обозреватель газеты Washington Post Чарльз Краутхаммер, вечно борющийся с "палеоконсерваторами" в лице Пэта Бьюкенена и Роберта Новака, которые обвиняют своих соперников-неоконсерваторов в чрезмерной близости к Израилю ? мол, они ставят безопасность еврейского государства выше безопасности Америки.

В планах "неоконсерваторов" упреждающий удар по Ираку является лишь первым шагом к переделу мира. То же самое, быть может с некоторыми изменениями в том, что касается времени и порядка применения силы, можно проделать, скажем, в Иране или Северной Корее. Но сначала необходимо выиграть президентские выборы 2004 года, на которых Буш предстанет с предвыборной платформой по снижению налогов, чтобы, по крайней мере, создать впечатление, что президент обеспокоен экономическим кризисом в стране.

Группа не терпит критики, даже если она исходит из самой Республиканской партии. Так, "неоконсерваторы" с резкой критикой обрушились на умеренных сенаторов Сноуе и Войновича, которые хотели повременить со снижением налогов, обвинив их в том, что они мешают главе Белого дома внутри страны так же, как президент Франции Ширак мешает ему на международной арене.

"Неоконсерваторы сейчас напоминают якобинцев, - написала о них недавно газета Los Angeles Times, - они освободились от прежнего режима и сейчас готовы уничтожить своих Дантонов и Маратов. Все республиканцы должны присягнуть на верность Вулфовицу и Роуву. Если они этого не сделают, то у Робеспьера Джингрича уже готова гильотина для обезглавливания".

Источник: La Stampa


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru