Эхуд Ольмерт, назначенный премьер-министр Израиля, собрал костяк коалиции, которая обеспечит ему поддержку в эвакуации десятков поселений на Западном берегу, но, похоже, не даст той стабильности, на которую он наделся.
Его центристская партия "Кадима" заключила сделку со второй крупнейшей партией "Авода" и достигла принципиальной договоренности с религиозной партией ШАС. Лидер "Аводы" Амир Перец станет министром обороны. Юлия Тамир, профессор философии, учившаяся в Оксфорде, получит второй доставшийся партии важный пост - министра образования. Ципи Ливни из "Кадимы" останется министром иностранных дел и заместителем Ольмерта. "Авода" получит семь министерств, а "Кадима" - 11.
Партия пенсионеров, ко всеобщему удивлению получившая на мартовских выборах семь мандатов, тоже на борту. Пенсионеры думают о слиянии с "Кадимой". Четыре партии совместно контролируют 67 из 120 мест в кнессете.
Продолжались переговоры с состоящей преимущественно из репатриантов из России партией "Наш дом Израиль", получившей 11 мест, и ортодоксальной партией "Яадут а-Тора" (шесть мест), которые увеличили бы коалицию Ольмерта до 84 мест. Но весы склоняются не в пользу партии "Наш дом Израиль".
Правоохранительные органы запретили лидеру НДИ Авигдору Либерману занять пост министра внутренней безопасности, как он хотел, поскольку против него не закончено расследование в связи с финансовыми нарушениями десятилетней давности. Либерман также отказался поддержать предлагаемый Ольмертом план "конвергенции": концентрации тысяч поселенцев в блоках вблизи "зеленой линии" 1967 года и установления новой восточной границы Израиля.
Он пригрозил вместо этого возглавить правую оппозицию, объединившись с остатками "Ликуда" и поселенческой Национальной религиозной партией.
Советник Ольмерта Лиор Хорев признал, что с коалицией меньшего размера "Кадиме" будет труднее продержаться весь четырехлетний срок.
"Идея коалиции из 84 мест заключалась в том, чтобы у Ольмерта сохранилось большинство, даже если какая-то партия решит из нее выйти. Без "Яадут а-Тора" и Либермана, если из коалиции выйдет "Авода" или ШАС, он потеряет большинство".
ШАС, не имеющий никакого желания поддерживать то, что раввины называют односторонними уступками палестинцам, не раз выходил из коалиций накануне принятия решений, не популярных среди его консервативных избирателей.
Он идет в коалицию с Ольмертом, так как хочет увеличить финансирование своих социальных и образовательных структур. Когда это будет достигнуто, он, как показывает история, уйдет без колебаний. Хорев уверен, что новому правительству удастся провести закон, необходимый для конвергенции, в течение 18 месяцев. Он заявил: "На исполнение понадобится время, так как надо будет построить жилье и договориться с американцами о том, где строить. Это может пролиться до конца срока Ольмерта".
Одна из самых трудных задач стоит перед Перецем, штатским среди генералов. Ему понадобится независимое стратегическое мышление и уверенность, чтобы убеждать военных в вопросах, касающихся бюджетов и приоритетов.
Он уже намекает на жесткий курс в отношении радикальных поселенцев Западного берега, которых избаловала армия, считающая своей главной задачей борьбу с палестинским терроризмом. "Авода" хочет, чтобы армия быстро и решительно выгнала поселенцев примерно со ста "незаконных" форпостов, построенных с молчаливого согласия предыдущих правительств.
Новые игроки
Эхуд Ольмерт
Первый заместитель Ариэля Шарона стал центральной фигурой в январе, когда у бывшего генерала случился обширный инсульт. Он привел центристскую партию "Кадима" к победе, поддержав планы бывшего лидера по эвакуации израильских поселений из сектора Газа и с части Западного берега.
Юлия Тамир
Одна из основателей движения "Мир - сейчас", Тамир, выпускница Оксфорда, имеющая двоих детей, является одной из самых лояльных сторонниц Амира Переца, что она продемонстрировала во время ноябрьской борьбы за лидерство в партии и во время мартовской избирательной кампании.
Ципи Ливни
Временный министр иностранных дел, которую утвердят на этом посту, в последние годы отказалась от своих националистических ценностей и играла ключевую роль в принятии закона, сделавшего возможным уход из сектора Газа. Второго человека в команде Ольмерта, в обществе ее считают одним из самых честных игроков на политической арене.
Военачальник критикует "любителя"
Амир Перец, бывший мэр и профсоюзный лидер, дослужившийся лишь до капитана в нестроевом подразделении, займет пост министра обороны Израиля.
Не об этом посте мечтал 54-летний лидер "Аводы", когда шел на выборы. И конечно, возникают вопросы о том, насколько разумно штатского человека ставить на пост, который занимали генералы Моше Даян, Ариэль Шарон и Эхуд Барак, причем в тот момент, когда Израилю угрожают Палестинская автономия, возглавляемая "Хамасом", и бряцающий оружием Иран. Критики также отмечают, что премьер-министр Эхуд Ольмерт проходил военную службу в качестве журналиста армейской газеты.
Правый депутат кнессета, бригадный генерал в отставке Арье Эльдад сказал, что Израиль вступает в "очень опасное время" под руководством этих двух любителей. "На политическом уровне нет инструментов". Однако Моше Аренс, авиаинженер, который был министром обороны в 1980-х и 1990-х годах, сказал: "У штатского нет предварительных обязательств и антипатий в отношении людей, с которыми он работает".