Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
28 августа 2003 г.

Гейлен Рамиз | International Herald Tribune

Как вернуть Ирак иракцам

Как продемонстрировал зверский теракт, имевший место на прошлой неделе в штаб-квартире ООН в Багдаде, ситуация в Ираке требует решительных мер. США пытаются укрепить легитимность Правящего совета Ирака путем принятия соответствующей резолюции ООН, однако сути проблемы это не затрагивает. Между тем назрели практические политические шаги, которые улучшат жизнь в Ираке и дадут возможность самим иракцам начать решать собственные проблемы.

Подавляющее большинство иракцев рады свержению режима Саддама Хусейна и тому, что они наконец свободы от тирании. Однако мародерство и преступность, которые вспыхнули сразу же после войны, но на которые американцы закрыли глаза, создали атмосферу беззакония и неуважения к властям. Такое положение, помноженное на личную и финансовую небезопасность и отсутствие элементарных коммунальных услуг, породило ситуацию, близкую к революции.

Если война уничтожила иракское государство, то преступность, которая последовала за ней, почти уничтожила иракское общество. После окончания войны тем, кто считает, что Ирак был не "освобожден", а "оккупирован", не составляет труда разжигать в народе гнев и ярость. Нападения на американские войска - это возврат к торжеству беззакония.

Попыткам Америки разрешить иракский кризис вредит как американская политика, построенная на ложных предпосылках, так и в целом сомнительная компетентность нового иракского руководства.

До войны некоторые влиятельные американские обозреватели полагали: как только Саддам будет свергнут, вопрос о власти разрешится сам собой, а США удастся сблизить иракскую культуру с западной путем реформирования системы образования. Эти изменения, говорили обозреватели, станут новой моделью демократии на Ближнем Востоке и приведут к падению других недемократических режимов.

Такие политические парадигмы очень похожи на механистические модели идеального человеческого поведения. Они обречены на провал.

Пол Бремер, гражданский администратор Ирака, кажется, решил, что вопросы безопасности, заработной платы, водо- и электроснабжения - это исключительно технические проблемы, которые могут быть решены технократами на техническом уровне. Однако на уровне принятия решений и оценки результатов все вопросы управления выходят за рамки чисто технической сферы и становятся политическими. Эти вопросы должны решаться политическими инструментами, политическими институтами и в русле политических процессов.

Другой фактор, который усугубляет муки США в Ираке, - это некомпетентность нынешнего политического руководства Ирака. За несколькими исключениями иракские лидеры в Правящем совете и вне его не обладают должной политической харизмой.

Раньше кое-кто надеялся, что члены Правящего совета будут регулярно появляться на иракском ТВ и в общественных местах, объяснять иракцам суть исторических перемен, происходящих в Ираке, доносить до жителей, что от них требуется. Однако лидеры с такими навыками и умениями могут появиться только в ходе политической жизни - и если поможет удача.

В краткосрочной перспективе эффективные лидеры играют решающую роль в распространении демократических ценностей. Этот процесс должен начаться с вершин социальной и политической пирамиды и спуститься вниз, в народ, так как большинство иракцев и представления не имеют о демократических ценностях и процедурах.

Так как же должен начаться настоящий политический процесс?

Во-первых, Правящий совет должен быть трансформирован в промежуточное правительство, которое де-факто и де-юре будет признано легитимным правительством суверенного государства. Это потребует новой резолюции СБ ООН, которая положит конец статусу оккупации.

Переходное правительство должно принять временную государственную конституцию, а также закон о правах, в котором будет оговорен запрет на принятие какой-либо фундаменталистской конституции в будущем.

После двухгодичного промежуточного периода следует провести референдум, на котором будет определено, станет ли Ирак республикой или конституционной монархией. В данном случае решение этого вопроса обусловлено не моральными или идеологическими мотивами, а практическими политическими задачами реалистичного разрешения сложностей в иракской политике. Иракский народ должен иметь право голоса в этом процессе.

За референдумом должны последовать всеобщие парламентские выборы. Выигравшая их политическая партия должна сформировать правительство, а если однозначного победителя не будет, формированием правительства должна заняться коалиция партий. Новый парламент, избранный демократическим путем, составит новую полную конституцию на основе закона о правах, принятого промежуточным правительством.

Ирак должен установить крепкие дружественные связи с США, которые приведут к появлению стойкого стратегического альянса. Однако, чтобы все это стало возможным, ситуация в Ираке должна быть урегулирована как можно скорее, до того как она полностью выйдет из-под контроля.

Иракцы понимают, что Америка не может покинуть Ирак прямо сегодня ради их же собственной безопасности. Однако и в интересах Ирака, и в интересах Америки снять с повестки дня вопрос о том, что произошло с Ираком: был ли он "освобожден" или "оккупирован".



facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru