Конец дня. Конец лета. Мариэль в своем саду. Свежая зелень травы, соломенные кресла, лимонад. Хозяин гостеприимен - этот человек не так суров, как можно было представить. Седая борода, острый, но мягкий взгляд. Спокойствие - хотя и не без "мариэлевских" всплесков эмоций. Неистребимое чувство юмора, некоторое нахальство, порывы нежности и ярости перед окружающим кретинизмом. В "Маленькой Лили" Клода Миллера - этой вольной интерпретации чеховской "Чайки" - актер играет Симона. "Миллер открыл для себя дух Чехова, создав при этом очень личный, современный фильм".
Жан-Пьер Мариэль - поклонник Чехова в душе. "Нет автора, который больше трогал бы меня. Мне нравится его свобода, та глубокая любовь, которая жила в нем и которая чувствуется во всех его произведениях, его сочувствие к людям. У него был дар, позволивший ему лучше понять людей, ощутить их страдания, их тоску". Симон перекликается с Сориным из "Чайки", с этим "человеком, который хотел". "Симон имел тягу к жизни художника, писателя и поэта. Это человек, который хотел: На самом деле, это совершенно слабовольный человек, который много нянчится с самим собой. В конце концов он впадает в лень. В жизни я ценю таких людей. Возможно, слишком слабые, чтобы сопротивляться суровым реалиям бытия, они не смогли полностью выразить себя, и когда их встречаешь, то обнаруживаешь в них огромное душевное богатство. Такие люди мне нравятся больше, чем те, кто пытается любой ценой преуспеть, но которые лишены всякого таланта!" - смеется Мариэль. А сам он не слишком ли склонен к созерцательности? "А, вы намекаете на ту статью, в которой я говорил, что люблю подолгу разглядывать стены: Конечно, тут с моей стороны было немного иронии, мне просто не хотелось отвечать на вопрос". И здесь актер снова разражается хохотом.
Он вспоминает, как первый раз снимался у Миллера в "Улыбке". "Не спрашивай ни о чем, - сказал он мне. - Нейропсихиатр Пьер-Франсуа ле Кленш - это ты". Актер говорит, что ему "нравится так работать. Когда постановщик заранее рассказывает вам все о персонаже, вы не включаете свое воображение. Миллер лишь освещает некоторые стороны, остающиеся в тени. Я прислушивался к его советам в том, что касалось сюжета, образа героя и его взаимоотношений с другими персонажами. Но когда постановщик - в кино или театре - требует от меня того или другого, то либо я ухожу, либо он!" У Жан-Пьера Мариэля всегда был твердый характер. "Когда меня ставят на рельсы сюжета, это полезно и интересно. Но когда говорят, что героя нужно изобразить таким и никаким иначе, то это совсем не то. Пропадает вся правда, вся спонтанность".
Его кинематографическая карьера эклектична: "Меня приглашали самые разные режиссеры. В свое время я снялся в огромном количестве бульварных комедий. Иногда они были очень примитивны, но сниматься в них мне было весело. Я играл крупные роли в театре. Моя жизнь меня устраивала, хотя, как и у всех, у меня были и взлеты и падения. Но я никогда не хотел заниматься чем-то другим. Меня вдохновил на это мой профессор литературы из Дижонского университета. Во всех жанрах я имел дело с очень хорошими людьми. Особенно мне нравятся Серья, Корно, Блие, Миллер, Леконт: Только что я снимался у братьев Пуаро. Еще одна приятная встреча". Это что, шутка? "Вовсе нет. Это великие, знаменитые короли рекламы. В их первом полнометражном фильме "Возвращение Джеймса Батайя" я играю отца Ванессы Паради. Сюрреалистический, смешной фильм. Его должен был играть мой друг Жан Янн, который, к несчастью, ушел от нас:"
Сейчас Мариэль временно не играет в театре: он целиком посвятил себя кино - "из-за хороших сценариев. "В ленте Шанталь Акерман "Завтра мы переезжаем" я снимался с Сильви Тестю. Там я играю старого еврея Самюэля Поперника - милого человека, продающего квартиры. Я очень хорошо ладил с Шанталь Акерман, она ничего не навязывает, она побуждает". Мариэль - ярый приверженец свободы. "А вам нравится, когда вас достают?"