Около 10 лет назад татуировки без особого шума начали перебираться с бицепсов моряков на пупки знаменитостей и животы женщин-интеллектуалок. Сегодня они становятся приемлемыми и в более неожиданной среде.
Компания Ford Motor Co. разрешает сотрудникам, вплоть до высших эшелонов управления, иметь татуировки и пирсинг, исключение составляют только заводские рабочие, для которых это может быть опасно. То же самое происходит и в Boeing Co. В юридических фирмах Силиконовой долины Wilson, Sonsini, Goodrich & Rosati работают несколько адвокатов с татуировками и пирсингом. По словам Винсента Вейнера, художника по татуировкам из Лос-Анджелеса, сегодня в очередь за боди-артом выстраиваются представители разных профессий - от федеральных судей до отставных вице-президентов корпораций.
"Это уже не субкультура", - говорит Вейнер, который работал в страховой компании в Сан-Франциско, а затем решил перебраться в Лос-Анджелес и отдаться своей истинной страсти - искусству татуировки.
Хотя в офисах стало появляться больше людей с татуировками и пирсингом, это не всегда означает изменение корпоративной политики. Нередко компании предоставляют менеджерам самим устанавливать правила для своих подчиненных. Но хотя сегодня у многих начальников есть боди-арт, это не означает, что он виден сотрудникам и клиентам.
Компании, с большим пониманием относящиеся к украшению тела, говорят, что просто идут в ногу со временем, стремясь извлечь выгоду из духа открытости и инноваций, который приносят с собой молодые сотрудники. Перемена отношения помогла сделать татуировки стремительно развивающимся бизнесом. Слово "татуировка" - одно из самых популярных в поисковых машинах интернета, а художники по татуировкам от Каролины до Нью-Йорка говорят о том, что их заработки за последнее десятилетие удвоились.
По данным Союза художников по татуировкам, сегодня тату имеет каждый десятый американец, а 30 лет назад рисунок на коже имел лишь один из 100. Как сообщают салоны, рост происходит в основном за счет представительниц среднего класса в возрасте от 20 до 40 лет, которые впоследствии становятся добропорядочными мамашами.
Попадаются и такие люди, как Пол Хемпел. Ему 54 года, он адвокат бостонской компании по производству медикаментов Inverness Medical Innovations Inc. Пять лет назад он сделал себе первую татуировку, а сегодня на его торсе красуется целый зверинец, включая феникса, дракона и орла. На ногах у него лев и символ инь-ян. А в левом ухе - бриллиантовая серьга.
"Люди говорят: о боже, корпоративный юрист с татуировками! - но не в отрицательном смысле, - замечает Хемпел, чей боди-арт становится объектом внимания на пикниках, проводимых фирмой. - Некоторые считают прикольным то, что глава юридического отдела компании немножко экстремал". (Когда Хемпел надевает костюм, его татуировки не видны.)
Когда-то татуировки были достоянием неквалифицированных рабочих, но сегодня те немногие крупные компании, где есть правила, касающиеся татуировок, работают в сфере услуг. Wal-Mart Stores Inc. запрещает любой пирсинг на лице и просит сотрудников не выставлять напоказ "оскорбительные" татуировки, в которых можно усмотреть дух насилия или непристойности. Subway Restaurants разрешает своим сотрудникам прокалывать только уши и носить в каждом ухе не больше одной серьги. Кассиры на американских почтах могут иметь татуировки, а кассиры в McDonald's - нет.
Квалификация обладателей татуировок повышается, а сами татуировки, которые делаются в ярко освещенных студиях, становятся произведениями искусства. Клиентам предлагается выбор от волн в японском стиле и женских фигур до символов Освенцима и 11 сентября.
Хемпел говорит, что "не выставляет свои татуировки напоказ в офисе". По данным исследования, проведенного в 2001 году сайтом Vault.com, самыми популярными местами татуировок являются те части тела, которые можно закрыть: спина, руки и ноги.
Но, по словам Холли Инглиш, работающей в компании Values at Work, которая консультирует фирмы по вопросам ценностей и этики, несколько унций несмываемых чернил или третья дырка в мочке уха, возможно, помогают сотрудникам сохранить чувство собственного достоинства и независимости. "Это очень здоровый способ продемонстрировать индивидуальность, не причиняя ущерба отношениям с клиентами", - говорит она.
Иногда татуировки даже помогают улучшить имидж компании. Хотя коллеги подшучивали над Кристофом Кочем, нейрофизиологом, профессором Технологического института Калифорнии, когда три года назад он вытатуировал у себя на плече логотип Macintosh Apple, многие его одобряют. "Это добавляет "безумному ученому" таинственности", - говорит Коч. Apple поместила фотографию Коча и его татуировки на своем сайте.
Скотт Фентон, президент компании Lodestar Capital Group, где раньше работал Вейнер, считает, что необычный вид сотрудника иногда помогал бизнесу. Он заявил, что очень эффективно было посылать Вейнера, у которого спина и вся правая рука покрыты татуировками, в верхней губе пирсинг, а в ушах диски из дерева и кости диаметром в дюйм, на встречи с добропорядочными представителями банков.
"Это необычный, но очень действенный способ ведения бизнеса", - отметил Фентон.